Геворг Мирзаян
«Expert Online» 12 авг 2014, 01:13

В предыдущие недели украинские военные наносили удары по объектам инфраструктуры ДНР и ЛНР, в результате чего столицы обеих самопровозглашенных республик остались без нормального водо- и электроснабжения. И сейчас гуманитарная ситуация в регионе ухудшается с каждым днем. Попытки России отправить в регион продовольственную помощь и генераторы постоянно блокировались со стороны Украины, что позволило Москве официально обвинить Киев в намеренном вытеснении с Донбасса русскоязычных жителей. «Складывается впечатление, что цель так называемой антитеррористической операции состоит в том, чтобы сровнять с землей юго-восток, чтобы все русские оттуда ушли и, наверное, чтобы потом его заселить теми, кто уже будет относиться по-другому к истории и к культуре, к дружбе, к многовековым связям наших народов», - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В качестве доказательств подобных намерений можно назвать не только фактическое нежелание Киева предотвращать гуманитарную катастрофу в регионе, но и выставленное на голосование Верховной Рады предложение министра внутренних дел Арсена Авакова о конфискации всей собственности у "террористов" (которым может быть признано практически все население Донбасса).
И если предотвратить принятие депутатами Рады дискриминационных законов Москва не может, то спасти жителей Донбасса в состоянии. 11  августа Владимир Путин заявил о том, что в самое ближайшее время Россия совместно с Международным комитетом Красного креста отправит на юго-восток Украины «гуманитарный конвой» с грузом для мирных жителей. Сам Красный Крест устами главы ее отделения на Украине Мишеля Массона уже подтвердил информацию о переговорах с Россией, но добавил, что «любые шаги, которые делает Международный комитет Красного Креста, будут осуществляться в строгом соответствии с принципами нейтральности, беспристрастности и независимости, которые заложены в основе деятельности нашей организации. Кроме этого, для того, чтобы бригады МККК могли осуществлять свои задачи, у них должен быть безопасный доступ к людям, нуждающимся в помощи». Также не исключено, что в колонну будет включена и гуманитарная помощь, предоставленная западными странами.

Правда, пока не ясно, как это будет осуществлено технически, и будут ли выполнены два условия, которые ранее выставлял Киев - полный контроль украинской стороны за составом и распределением гуманитарного груза, а также перемещение его под охраной подразделений украинской армии. «Нам неизвестно, учла ли российская сторона эти нормы, когда делала заявления о согласованности отправки гуманитарной колонны», - говорится в заявлении украинского МИД.

Что касается военной операции, то обе стороны говорят о намерении в ближайшее время ее победно завершить. И обе, мягко говоря, преувеличивают свои возможности.

Так, украинские власти говорят о скором наступлении. «Силы антитеррористической операции готовятся к финальной стадии освобождения Донецка. Наши силы полностью отрезали Донецк от Луганска. Мы работаем над освобождением обоих городов», - заявил представитель СНБО Андрей Лысенко. Он посоветовал жителям Донецка и Луганска покинуть свои дома. Между тем, эксперты к подобным заявлениям украинских силовиков относятся довольно скептически. Хотя бы потому, что у украинской стороны не было и нет достаточного количества обученной пехоты для взятия укрепленных населенных пунктов. Поэтому все, что им остается - пытаться взять Донецк и Луганск в блокаду, обстреливая их одновременно из артиллерийских орудий.

О полномасштабном наступлении говорят и ополченцы, в частности премьер-министр ДНР Александр Захарченко. Теоретически силы для этого у них есть - ликвидация южного котла сократила линию фронта  и высвободила ряд подразделений, взятые в котле трофеи позволят обеспечить огневое превосходство на определенных участках фронта. Однако все-таки наступление по всем фронтам кажется маловероятным, поскольку, в отличие от оборонительного потенциала, наступательный у бойцов ДНР сравнительно невысокий. У Киева до сих пор сохраняется тотальное превосходство над ополченцами в живой силе, тяжелой технике, артиллерии, и, самое главное, авиации. Поэтому скорее всего вместо полномасштабного наступления ополченцы в ближайшее время займутся ликвидацией ряда «выступов» на линии соприкосновения. Наиболее перспективным направлением с этой точки зрения видится ликвидация украинских прорывов в районе Дебальцево и Красного Луча, которые в случае дальнейшего развития позволят украинским войскам взять донецко-горловскую группу ополченцев в кольцо.

По сути полномасштабное наступление ополченцев возможно при реализации одного из двух условий. Первое - военное вторжение со стороны России. О его возможности постоянно предупреждает официальный Киев. Так, согласно последним озвученным данным украинского Совета национальной безопасности и обороны, «в приграничных районах сосредоточена 45-тысячная группировка российских войск. В числе военной техники: 160 танков, 1 360 боевых бронированных машин, 390 артиллерийских систем, до 150 установок Град, 192 боевых самолета и 137 ударных вертолетов». Однако в Москве решение о вторжении пока не принято.

Второе условие - это сочетание нескольких факторов: снабжение ополченцев российским оружием, усиление центробежных тенденций в рядах украинской правящей группировки, массовое недовольство политикой Киева со стороны украинского населения а также снижение уровня поддержки новой власти со стороны Европы. После того, как эти процессы достигнут критической отметки, наступление станет возможным.

Не исключено, что критическая отметка наступит к зиме - по крайней мере, украинские власти делают все возможное для ее приближения. В частности, дискредитируют себя перед ЕС. Так, одним из пунктов санкций, которые будут обсуждаться 12 августа на заседании Верховной Рады, станет запрет ряду российских компаний осуществлять транзит газа через украинскую трубу. «Услуги по транспортировке природного газа по территории Украины в страны ЕС, Турцию и Молдову могут предоставляться контрагентам, которые не подпадают под действие санкций. Для этого им необходимо заключить соответствующие прямые договора с оператором украинской газотранспортной системы», - говорится в тексте законопроекта.

Сами украинцы, впрочем,  говорят что вводить ограничения по транзиту пока не будут - лишь создают правовую базу для подобного введения. Однако в европейских столицах заявление официального Киева вызвало серьезную обеспокоенность. «Федеральное правительство исходит из того, что Украина не будет реализовывать меру, о которой заявил в пятницу премьер-министр Арсений Яценюк», - отметил официальный представитель германского правительства Штеффан Зайберт. Европа понимает, что «создание правовой базы» становится дамокловым мечом, и вряд ли поспособствует стабильности европейской экономики. Фактически Старый Свет оказывается в заложниках у «хотелок» Верховной Рады, а также требований, которые выставляются Украине Соединенными Штатами - ведь не секрет, что именно Вашингтон станет основным бенефициаром возможного срыва поставок российского газа на Украину.

Между тем, от шантажа Европы со стороны украинских властей может выиграть и Москва, если использует сложившуюся ситуацию как аргумент для возобновления строительства Южного Потока. Не исключено, что новый состав Еврокомиссии всерьез начнет рассматривать этот вопрос, поскольку строительство трубы практически полностью избавит ЕС от беспокойного и нестабильного транзитера.