14 лет назад затонула подводная лодка «Курск». Ровно 14 лет назад, в это самое время, 23 человека, находящиеся в 9-м отсеке подводной лодки, живы и ждут спасения. Остальные члены экипажа погибли, по одной из версий, в результате взрыва при ошибке на учениях. Лодка лежит на глубине 108 метров и на связь не выходит. 

Хронология дальнейших событий очень важна. Я вообще часто думаю, что для того, чтобы понимать, как устроено государство, надо обязательно посмотреть, как идут операции по спасению жизни в этой стране. Как там относятся к людям, умеют ли признавать ошибки, просить помощь, предлагать помощь и просить прощения. Вот что было у нас:

13 августа на поиски «Курска» отправляется группа кораблей во главе с командующим Северным флотом. В 7 утра об этом докладывают президенту страны Владимиру Путину.

Спустя четыре часа ВМФ делает первое публичное заявление о том, что подлодка легла на дно, но с «Курском» якобы поддерживается радиосвязь. С этого момента и начинается ложь. Позже командующие флотом заявляют, что связь с подлодкой «осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат «Колокол» осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ». 

15 августа начинается спасательная операция: 20 кораблей и спасательных судов, атомный крейсер и подводная лодка. Но в Баренцевом море бушует шторм.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна «Рудницкий» спускают глубоководный спасательный аппарат «Приз». Тщетно.

Спустя пять дней с начала аварии мы допускаем иностранцев к месту трагедии. 17 августа приходит судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием. 19 августа прибывает еще одно норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. Только через неделю после трагедии начинается международная фаза операции по спасению экипажа.

21 августа утром норвежские водолазы вскрывают первый верхний спасательный люк 9-го отсека. А в пять часов вечера начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально сообщает о факте гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

Я не хочу писать о том, как потом отреагировал Путин, с каким равнодушием и хамством столкнулись не только родственники и близкие экипажа, но и все мы. Не хочу писать о том, сколько стоит жизнь и сколько — смерть в России. Особенно смерть военных — людей, отдающих себя без остатка стране, чьи тела потом с надрывным воем и криком выцарапывают их матери, жены и дети. Выцарапывают, чтобы похоронить по-человечески. Так, операция по подъему тел началась 25 октября 2000 года, а завершена была к 20 марта 2002 года. Всего было извлечено и опознано 115 из 118 погибших подводников.

Я просто хочу, чтобы мы помнили этих ребят. 118 человек. Вечная память.