Экс-президент Грузии назвал преследование политически мотивированным

Нестан Чарквиани

02.08.2014 14:34

Тбилисский городской удовлетворил ходатайство прокуратуры и заочно избрал предварительное заключение в качестве меры пресечения в отношении экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Решение было вынесено в ночь на 2-ое августа в ходе судебного заседания, которое длилось три с половиной часа.

Уголовное дело ведется по поводу разгона антиправительственной демонстрации 7 ноября 2007 года, а также «вторжения» в телекомпанию «Имеди» – оппозиционную правительству Саакашвили. Экс-президент обвиняется в «завладении преступным путем имуществом владельца канала – Аркадия (Бадри) Патаркацишвили». Михаил Саакашвили обвиняется в «превышении служебных полномочий» по части 3 статьи 333 УК Грузии.

Согласно заявлению главной прокуратуры Грузии, по предъявленному обвинению экс-президенту Михаилу Саакашвили грозит срок от 5 до 8 лет лишения свободы.

Напомним, что экс-президент покинул страну после президентских выборов в ноябре прошлого года. Михаил Саакашвили в настоящее время преподает в Школе дипломатии и права Флетчера в Университете Тафтса – одном из учебных центров США в области международных отношений.

«По заказу России»

Михаил Саакашвили неоднократно заявлял, что не собирается приезжать в Грузию и участвовать «в игре Иванишвили-Путина». По его словам, нынешние власти Грузии действуют по указанию президента России, давно добивающегося его ареста и получившего дополнительный к тому стимул благодаря украинскому кризису, учитывая то обстоятельство, что экс-президент Грузии активно выступал в СМИ в защиту проевропейского выбора Украины и против российской аннексии Крыма. Саакашвили также утверждает, что осенью прошлого года высокопоставленные чиновники США и ЕС предупредили его, что Путин «прямо приказал его арестовать».

По словам Саакашвили, именно сознание того, что его арест негативно отразится на евроатлантических стремлениях Грузии, и заставило его покинуть Грузию. В комментарии грузинскому телеканалу «Рустави 2» вечером 1-го августа он повторил свои обвинения в адрес ушедшего в отставку в ноябре прошлого года премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, миллиардера возглавившего коалицию «Грузинская Мечта», одержавшую победу над партией Саакашвили в ходе парламентских выборов 2012 года.

«В этом случае интересы российского олигарха (Иванишвили) совпали с интересами России. Иванишвили является самым крупным частным акционером "Газпрома" и перед годовщиной августовской войны Путин не мог себе представить более желанного подарка, чем приказ государственных органов Грузии о моем аресте», – заявил Саакашвили.

Ранее Саакашвили заявил, что не собирается требовать политического убежища, так как во всех странах, кроме России и Грузии, его «принимают с большим удовольствием».

«Для чего мне политическое убежище? Вы же видите, что во всех странах принимают меня с большим удовольствием. В Америке принимают меня очень хорошо, и вы видели реакцию в Америке. Во всех странах мира меня хорошо принимают… Как я понимаю, их (грузинских властей) главное решение… заключается в том, чтобы ограничить мне перемещение... Их раздражает моя активная поддержка Украине», – заявил Михаил Саакашвили 30-го июля.

Напомним, Госдеп США, также как и ряд американских политиков, выразил обеспокоенность в связи с возбуждением уголовного дела против экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. В заявлении Госдепа от 29-го июля, подчеркнута «важность строгого соблюдения процессуальных норм и закона властями Грузии», а также сказано, что «правовая система не должна быть использована в качестве оружия политического возмездия». Схожее заявление сделал и Евросоюз.

В то же время, сам Михаил Саакашвили считает, что его проблемы в Грузии «временны».

«Путин все это время требует убить или арестовать меня, но у него дела не совсем хорошо идут. И с теми, кто сегодня дал приказ, разберется время... Я сказал, и повторяю сейчас – я действительно не намерен являться по зову контролируемой акционером

"Газпрома" прокуратуры, но буду очень близко, когда меня призовет грузинский народ», – сказал Саакашвили 1-го августа.

«Сомнительные приоритеты»

Возглавляемая Михаилом Саакашвили партия «Единое Национальное Движение» (ЕНД) расценивает действия прокуратуры как «политическое преследование», которое, по словам оппозиционеров, «приведет к поляризации и разделению общества» и отчуждения Грузии от «цивилизованного мира». Более того, считают в ЕНД, тем самым, власти Грузии сделали шаг, против которого их предупреждали «все стратегические союзники, в первую очередь – Соединенные Штаты Америки и Евросоюз».

«К сожалению, все это делается на фоне формирования нового мирового порядка, когда из-за событий в Украине и крушения Боинга возникает водораздел, с одной стороны которого находится весь цивилизованный мир, а с другой – Россия. Мы хорошо должны понимать, что в это критическое время этот шаг (дело против Саакашвили Н. Ч.) сблизит нас с Россией и отдалит от наших стратегических партнеров. К сожалению, приоритетом властей Грузии оказалось лишь преследование политических оппонентов», – заявил 2-го августа один из лидеров ЕНД Давид Бакрадзе.

Оценки властей

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в своем комментарии о предъявленных Саакашвили обвинениях заявил, что процесс расследования «абсолютно открытый», и что у всех заинтересованных лиц, в том числе «у всех наших партнерских и дружественных государств», будет возможность «полностью, безо всяких ограничений проанализировать представленные в этом важном деле доказательства».

«Что самое главное, мы будем максимально прозрачными и объективными», – заявил Гарибашвили 31-го июля.

В то же время президент Грузии Георгий Маргвелашвили в своем комментарии насчет судебного процесса против Михаила Саакашвили отметил, что он, как президент, является гарантом верховенства закона, и пообещал, что будет «внимательно наблюдать» за процессом.

«Гарантом верховенства закона и защиты прав человека в Грузии является грузинский народ и президент Грузии. Мы внимательно будем наблюдать за этим процессом и зафиксируем нашу позицию исходя из этих двух приоритетов: верховенство закона, с одной стороны, и защита прав человека - с другой», – сказал Маргвелашвили 1-го августа.