Москвичи, живущие на юго-востоке, востоке, северо-востоке, севере и северо-западе Москвы начали чувствовать в воздухе запах гари. В Тверской области, граничащей на севере с Московской, горят леса. Руководитель противопожарного проекта  Greenpeace считает, что погодные условия для возникновения пожаров в 2014 году еще хуже, чем в 2010.



«Вчера дым пожаров добрался и до нас: из окна Митино, Тушино, Аэропорт предстали в серой дымке, хотя утром ничего не предвещало изменений. Но во второй половине дня небо стало серым, запах гари легкий (пока) мы почувствовали. До конца следующей недели ветер будет западный, а потом... Почему правительство ничего не делает с болотами? В 2010 году Медведев обещал, что непременно займется Шатурой. В 2013 году какие-то профилактические работы велись, но, судя по сегодняшнему размаху, их явно недостаточно. Если я со своей колокольни правильно поняла, то нынешний пожар потушен, но только верховой. Сильно сомневаюсь, что 4 вертолета залили в такой короткий срок торфяник.   На следующей неделе ветер поменяется на восточный и Москве привет! В такую жару дым + автомобильные выхлопы = катаклизму. Очень жалею, что никуда не уехала в отпуск», – пишет в живом журнале пользователь neanon.



«В пятницу ночью, открывая окно для крепкого, свежего сна, – почувствовала до боли (в прямом смысле) знакомый запах гари», – пишет в Twitter-пользовательница fokypymewil.



«В небе над Митино отчетливый запах гари 2010 года ((!!! #мчс #дым #леснойпожар
Кто куда пережидать?», – пишет в Facebook Егор Измалкин.



На запах гари жалуются москвичи, обитающие в Митино, Тушино, на Речном вокзале, станции «Аэропорт», Рижской, ВДНХ, Черкизовской, Щелковской, Выхино.



Август 2010 года запомнился москвичам смогом, накрывшим всю столицу. В воздухе сильно пахло гарью, видимость уменьшилась до 100-150 метров – остальное скрывал дым. Сам воздух был плотным, дышалось с трудом. Некоторые компании даже закупили для сотрудников респираторы (их буквально смели с прилавков магазинов – этот товар в те дни в Москве быстро стал дефицитным).



Znak.сom обсудил ситуацию с руководителем противопожарного проекта Greenpeace Григорием Куксиным:



- Скажите, в Тверской области сейчас работают ваши добровольцы? Или МЧС пока справляется?



- Пока в Тверской области наших добровольцев нет. МЧС бросило туда большие силы, много людей и пожарных расчетов, в такой ситуации использовать волонтеров нерационально. Главное, чтобы они реально потушили пожары, чтобы потом они не разгорались снова, и давали верную информацию о реальной картине. Мы думаем, что задача волонтеров будет состоять в организации общественного наблюдения за тушением пожаров, выездов на место пожара, о котором МЧС сообщает, что он потушен. По опыту прошлых лет мы знаем, что эти сообщения надо проверять. Но в перспективе, если ситуация обострится, волонтеры, конечно, будут помогать МЧС.



-  Насколько неожиданными стали лесные пожары в этом году?



- Проблема в том, что первые пожары в Тверской области начались уже в апреле. Наши волонтеры заметили их и сообщили в МЧС Тверской области, указав на опасность. Но МЧС ответило нам, что никаких пожаров нет. Проблема в том, что если они официально не признают наличие пожара, то и тушить его начать не могут…



- Где еще, по вашей информации, ситуация с пожарами нестабильна?



- Сейчас мы с группой волонтеров находимся на границе Рязанской, Московской и Владимирской областей. Ситуация тут тревожная. Нестабильная ситуация в Астраханской, Волгоградской областях, Читинской области и в Карелии – там и волонтерам, и МЧС предстоит активная работа.



- После пожаров в Московской области 2010 года было объявлено, что власти проведут обводнение торфяников во избежание повторения ситуации. Это было сделано, вы проверяли?



- На обводнение в последние годы было потрачено властями около 6 млрд рублей в Подмосковье, причем потрачено несколько бездарно  – да, в Шатурском, Егорьевском районах, например, провели обводнение, но в соседних регионах ситуация не изменилась. В 2010 году смог шел на Москву из Смоленской, Ивановской, Ярославской, Нижегородской областей. Там денег на обводнение не выделяли, а осушенных крупных болот там много. Да, Пучков давал обещания журналистам, что ситуация не повторится, но повториться она может. Даже обводненные участки могут гореть, а другие участки начали гореть, повторюсь, в апреле.



- Если сравнивать погодные условия с 2010 годом, какие выводы можно сделать?



- Сейчас по погодным условиям ситуация хуже, чем в 2010 году. Этот год был аномальным: малоснежная зима, ранняя сухая весна, жаркое сухое лето. По нашим прогнозам ситуация может сильно ухудшиться уже в 10-х числах августа – тогда наши группы начнут активные выезды в поисках новых пожаров.  Есть еще фактор ветра – сейчас для москвичей он благоприятен, но стоит ему смениться – дым пойдет на Москву.




Екатерина Винокурова