2 Августа 2014,

Автор: Виталий Портников, специально для haqqin.az 

Уже когда первые “зеленые человечки” появились в Крыму, приходилось писать, что борьба идет вовсе не за будущее этого полуострова. И даже не за будущее Донбасса и мифической Новороссии. И даже не за будущее Украины. Это борьба за будущее России, причем даже не нынешней Российской Федерации, а страны фантазий ее политического руководства – Российской империи, Советского Союза или, если хотите, их современной модификации – Евразийского Союза.

Такая восстанавливаемая империя невозможна без Украины по определению – просто потому, что без Украины ее не воспринимают в качестве империи сами московские стратеги. Именно поэтому на протяжении последних десятилетий предпринимались постоянные попытки вовлечения заявившей о своей независимости Украины в различные постсоветские интеграционные образования – от СНГ до Таможенного Союза.

Однако утверждать, что новой империи нужна только Украина, было бы недооценкой кремлевских аппетитов. Кремлю нужно все, чем владела Российская империя или, по крайней мере, то, чем владел Советский Союз. Нынешнее российское политическое руководство воспринимает крах этого образования не просто как геополитическую катастрофу, но и как катастрофу временную и поправимую.

Именно поэтому с самого начала процессов распада СССР Москва создала целый ряд “замороженных конфликтов”, которые должны помочь ей манипулировать бывшими союзными республиками и сталкивать их между собой. И нужно признать, что в этом Кремль преуспел – на Кавказе его политика привела к предвоенному сосуществованию враждующих держав, да и на востоке Европы существование того же Приднестровья до последнего времени позволяло не просто давить на Кишинев, но и создавать определенное непонимание в украинско-молдавских отношениях.

В столицах относительно благополучных постсоветских государств могут относиться к этой политике Кремля без особых опасений. Ну, в самом деле, что может Россия предпринять против Грузии? Абхазия и Южная Осетия уже отторгнуты и даже признаны "независимыми", Аджария, напротив, безвозвратно утрачена. Но ведь из Абхазии и Южной Осетии можно соорудить неплохой плацдарм для провокаций. Думается, свержение при помощи Кремля президента Александра Анкваба, на место которого уже реально претендует вечный политический неудачник чекист Рауль Хаджимба и является воротами в грядущую дестабилизацию Грузии.

Потому что если абхазские власти вместо интеграции грузин Гальского района в абхазское политическое пространство попытаются их изгнать, это приведет не столько к мобилизации Абхазии, сколько к радикализации Грузии, население которой просто не сможет равнодушно взирать на новый этап изгнания соотечественников.

В ситуации с Арменией и Азербайджаном ситуация может быть еще более сложной. Манипулируя Карабахом, Кремль заставил президента Сержа Саргсяна отказаться от модели европейского соседства, открывавшей возможности для ухода России из региона и урегулирования армяно-азербайджанского конфликта при западном посредничестве. Но кто сказал, что в Москве на этом остановятся, тем более на этапе затаскивания Еревана в Евразийский Союз? Можно радикализировать ситуацию на границах - причем, как мы видим в последние месяцы, не только на традиционном участке в районе Карабаха, но и в районе некогда благополучной Нахичевани. А другой рукой помогать "настоящим" патриотам в Баку, гневно вопрошающим у Администрации президента Ильхама Алиева, доколе она будет терпеть провокации, зачем Азербайджану армия и не пора ли людям самим ответить, если власть не способна, в особенности, людям в Нахичевани... И всё - фитиль подожжен!

Казалось бы, сейчас, когда серьезные экономические санкции Запада стали уже реальностью и под угрозой оказалась финансовая система России и ее экономическое выживание, в Москве должны одуматься, прекратить поддержку вооруженных формирований на украинском Донбассе и заняться улучшением своих отношений с цивилизованным миром.

Но это – формальная логика, а Кремль никогда не действует в ее рамках. Он действует в рамках логики экспансии, означающей, что нужно усиливать давление по всем возможным направлением, пока еще есть хоть какие-то силы – потому что уже через несколько месяцев у России уже не будет возможностей плотно заниматься соседями и придется сосредотачиваться на своих собственных проблемах.

Именно поэтому первоначальным следствием западного давления на Москву может оказаться не успокоение политического руководства России, а всплеск дестабилизации по всему периметру российских границ на постсоветском пространстве – всюду, где это можно будет организовать.