Вооруженные Силы Украины начали действовать в сражении на Юго-Востоке по всем законам современной военной науки.

Благодаря стойкости войск ВСУ, оказавшихся в окружении, НВФ не смогли уничтожить Изваринский котел в сроки, которые изначально планировали. Значительные силы ополченцев скованы по периметру. Это позволило ВСУ предпринять контрмеры и полностью перехватить стратегическую инициативу.

Сейчас в украинских СМИ появляется достаточно много информации о том, что Генштаб ВСУ ничего не делает, чтобы помочь подразделениям, отрезанным в Изваринском котле. Подобные публикации являются типичным примером необоснованной паники. Очевидным становится непонимание работниками СМИ элементарных принципов современной военной стратегии.

Мы много писали о стратегической инициативе и указывали, что из-за прорыва группы Гиркина из Славянска инициатива перешла в руки НВФ. ВСУ вело боевые действия как полицейскую операцию по захвату территории, в то время как противник вел полномасштабные боевые действия, свойственные военному времени. ВСУ медленно запрягали, что и привело к ряду стратегических ошибок (Славянск, Изварино). Однако на ошибках учатся. Тенденция последнего времени: Генштаб ВСУ перестроил свое мышление и украинская армия начала вести боевые действия по всем стратегическим законам.

Есть стратегии прямых и непрямых действий. В украинском обществе ожидали, что украинская армия будет действовать ожидаемо: прорубать коридор в Изваринский котел от Амвросиевки. Собственно, этого ожидали и руководители НВФ. Это была бы грубейшая ошибка. ВСУ были бы привязаны к операции, навязываемой противником. Действовать приходилось на узком фронте. Сама цель операции носила бы чисто тактический характер.


Возник вопрос, как в сложившейся ситуации перехватить стратегическую инициативу. Как переиграть партию, которую навязывал противник. Даже беглый взгляд на карту Юго-Восточного региона подскажет профессиональному военному ключевой пункт – Дебальцево. В этом населенном пункте пересекаются основные коммуникации НВФ: трассы Харьков–Ростов и Донецк–Луганск. Овладев Дебальцево, ВСУ могут выбирать: либо вести наступательные действия на юг, в обход Донецка; либо на север, в обход Луганска.

Что важнее для НВФ: удержание коммуникаций в центре своей позиции или блокировка окруженной группировки ВСУ на фланге? Ответ однозначный. Начав наступление на ОСНОВНОМ дебальцевском направлении, ВСУ косвенно, а главное – действенно, снизили давление противника на свою южную группировку. Подобный подход показывает правильное понимание Генштабом ВСУ основных принципов современной войны.

Само существование южного котла притягивало войска с дебальцевского направления на юг. Попытки деблокирования привели к созданию группировки в районе Саур-Могилы. Обе группировки находились на флангах Донецкого УР НВФ. Такая конфигурация позволила начать операцию по окружению донецкой группировки НВФ.


Прорыв у Дебальцево и штурм Саур-Могилы стали очень неприятным сюрпризом для Гиркина. Неожиданно для него НВФ значительно уступали по численности, а главное — в подвижности в ключевых пунктах. Руководству НВФ не удалось спровоцировать Генштаб ВСУ на прямые действия по деблокированию, и стратегическая инициатива сейчас полностью на стороне украинских военных.


Операции на окружение — высший пилотаж военного искусства. Сам по себе замысел окружить противника всегда напрашивается. Любой полководец мечтает создать свои Канны, повторив маневр Ганнибала в сражении, которое состоялось еще в 216 до н. э.


Но с тех давних времен найдено множество противоядий гениальной и основополагающей идеи карфагенского полководца. Да, военная наука не стоит на месте. Само по себе окружение это еще не приговор. Что можно сделать, если ваши войска окружают? ВСУ продемонстрировало один из рецептов – нанести удар на смежном, более важном участке.

Теперь под угрозой окружения оказалась Донецкая группировка НВФ. Сил для нанесения удара на смежном участке у Гиркина нет. Чтобы высвободить силы, НВФ необходимо разжать Изваринский котел. Но Гиркин с непостижимым упрямством продолжает давить на него. Возможно, он видит другие методы борьбы?

Наиболее уязвимым местом для окружающей группировки является горловина прорыва – то место, откуда начинается маневр на окружение. Удары по горловине прорыва — классический контрманевр против намечающихся «Канн».

1942 год. 2-я Ударная армия генерала Власова (да, того самого) наносит удар с юга, с целью снятия блокады Ленинграда. Фельдмаршал Кюхлер перехватывает узкую горловину прорыва. 2-я Ударная гибнет в Мясном Бору. Командующий попадает в плен. Начинается история РОА.


Позднее, маршал Жуков проводит операцию «Марс», с целью окружить Ржевскую группировку Моделя, однако горловина Ржевской дуги настолько широка, что Ударные группы Соломатина и Крюкова, которые пытаются сомкнуть кольцо, сами попадают в окружение.



Ближайшие дни покажут, что из себя представляет маневр, задуманный Генштабом Украины. Если удастся обеспечить горловины у Дебальцево и Саур-Могилы, то Гиркин в Донецке получит Сталинградскую катастрофу фельдмаршала Пуалюса. Дай Бог, ВСУ провести свою операцию «Уран»!