По официальным данным, сепаратисты удерживают в плену не меньше четырех десятков украинских военных


Тарас Бурноc


В Украине подводят итоги проведения первых трех месяцев Антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях. О ее начале 15 апреля 2014 года украинцам сообщил исполняющий обязанности президента, спикер Верховной Рады Александр Турчинов.

По данным  Информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), в течение всего периода проведения Антитеррористической операции (АТО) погибли 258 украинских военнослужащих, 922 получили ранения.

Об этом 15 июля во время брифинга в Киеве сообщил пресс-секретарь СНБО Андрей Лысенко. Как сообщает Украинское национальное информационное агентство, Андрей Лысенко сказал о том, что на данный момент в плену находится 45 украинских военнослужащих. «Это с учетом двух летчиков, которых сбили в самолете АН-26», – уточнил Андрей Лысенко.

По данным украинского Совета национальной безопасности и обороны войска России находятся на расстоянии десяти-двенадцати километров от границы с Украиной.

«Россия продолжает стягивать войска к государственной границе Украины. Известно о передислокации 35-й отдельной механизированной бригады, которая постоянно дислоцируется в Алтайском крае, в Брянскую область. Она расположилась напротив Черниговского пограничного отряда на расстоянии 10-12 километров», – заявил Андрей Лысенко.

Напомним, что 14 июля руководство Антитеррористической операции сообщило прессе о потери связи с самолетом Ан-26 в Луганской области. Позже председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко заявил журналистам о том, вооруженные силы России причастны к падению украинского самолета. «Закончилось расследование. Есть неопровержимые доказательства, которые сначала в рамках дела будут доложены президенту, а потом будут опубликованы», – цитирует УНИАН 15 июля слова Валентина Наливайченко.

Итоги первых трех месяцев

Политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач говорит Русской службе «Голоса Америки» о том, что спустя три месяца можно подвести первые итоги проведения Антитеррористической операции на востоке Украины.

«Достижения, безусловно, есть. Построение, фактически, “на марше”, боеспособной армии, уменьшение территории, которая находится под контролем интервентов – приблизительно наполовину. Кризис удалось локализировать в границах донбасской агломерации. Украина смогла донести и показать миру, что конфликт не является каким-то внутрирегиональным, или этическим», – подчеркивает Владимир Горбач.

В тоже время, Владимир Горбач считает, что за последние три месяца Антитеррористическая операция на востоке Украины переросла в общевойсковую, но при этом «сочувствие ведущих стран мира остается на стороне Украины».

«Операция планировалось как антитеррористическая, но со временем, к ней добавились полицейские функции. Необходимо учитывать, что мы переживаем полномасштабный конфликт на территории Украины, инспирированный со стороны России», – подчеркивает Владимир Горбач.

Слабые стороны АТО

К недостаткам этого периода эксперт относит неудачи, которые преследуют украинскую сторону во время установления контроля над границей с Россией. Однако в целом, Владимир Горбач более позитивно, чем негативно оценивает то время, которое было затрачено официальным Киевом на проведение Антитеррористической операции.

«Мы видим, что удалось изменить общественную мысль относительно действий Украины и украинской власти, хотя нельзя не заметить, что до сих пор значительная часть  населения продолжает поддерживать или сочувствовать боевикам», – утверждает Владимир Горбач.

Он считает, что активная фаза АТО может продлиться еще несколько месяцев, однако, каков будет ее результат, Владимир Горбач предсказать не берется: он считает, что варианты решения конфликта могут быть разными – от идеи тотального уничтожения основных сил боевиков, «перемещения их ядра в Россию» до урегулирования конфликта при помощи дипломатических инструментов».

По мнению специалиста в области геополитики, профессора Владимира Дергачева в разрешении ситуации на востоке Украины необходимо искать компромисс и вести переговоры со всеми участниками противостояния.

«Похожая ситуация три десятилетия назад была в Великобритании. В Северной Ирландии официальный Лондон считал, что нет сил, с которыми можно садиться за стол переговоров. Конфликт сошел на нет после того, как удалось договориться с боевиками Ирландской республиканской армии. Чем раньше стороны сели бы за стол переговоров, тем меньше пролилось бы крови», – говорит Владимир Дергачев Русской службе «Голоса Америки».

О «безумных фактах»

Владимир Дергачев считает, что Россия всячески отказывается от идеи силовой поддержки сепаратистов, но не может «позволить себе быть безучастной к запросам миллионов граждан восточной Украины», которые называют себя русскими. «Российская армия на востоке Украины не воюет. Но нужно помнить, что в Донецке каждый второй житель – русский по национальности, в Луганске – тоже самое», – отмечает Владимир Дергачев.

Он называет «безумием» тот факт, что на востоке страны, фактически, воюют украинцы против украинцев. «Антитеррористические операции во всем мире проводят спецслужбы, но на востоке Украины идет гражданская война при помощи регулярной армии с одной стороны и тех, кого притягивает военная авантюра – с другой», – говорит Владимир Дергачев.

После военного конфликта на Донбассе, отмечает Владимир Дергачев, политикам нужно будет приложить невероятные усилия, чтобы спокойствие вернулось в украинское общество. «Тот раскол в сознании нации, который произошел, сложно будет преодолеть. На это уйдут годы», – считает Владимир Дергачев.