Ущерб от разлива нефти в Хасанском районе Приморья составил более 10 млн рублей



Владивосток, 2 июля, PrimaMedia

Виновника экологического преступления, в результате которого, береговая линия бухт Большая и Малая Кубанка Хасанского района Приморья оказалась загрязнена нефтепродуктами, до сих пор установить не удалось. Между тем, предварительный размер ущерба, нанесенного акватории Амурского залива и почвам Хасанского района в результате разлива нефти, составляет почти 10,5 млн рублей. Врио губернатора Приморья Владимир Миклушевский провел совещание с представителями экстренных служб, где потребовал ускорить работу по выявлению виновных в ЧП, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Как доложил губернатору на заседании комиссии по ликвидации чрезвычайной ситуации в Хасанском районе вице-губернатор Приморья Александр Лось, на данный момент операция по очистке загрязненной нефтепродуктами береговой полосы завершена.

— В течение трех дней совместными усилиями спасателей, сотрудников пожарной охраны и волонтеров, 7 км береговой полосы были полностью очищены от нефтепродуктов. Вывезено 300 кубометров загрязненного грунта. Выставлены боновые заграждения в акватории, подготовлены опилки на случай нового наноса загрязнений, — доложил Александр Лось.

По словам куратора силового блока, загрязнение произошло «в результате неправомерных действий неустановленных пока лиц».

Глава приморской полиции Николай Афанасьев сообщил врио губернатора Приморья о ходе расследования.

— После получения сигнала была создана оперативная группа, которая выехала на место происшествия. Установлены и опрошены два свидетеля, которые видели группу судов в этом районе, предположительно осуществлявших бункеровку топлива. В ходе оперативных действий, 10 членов экипажей, в том числе капитаны были опрошены, однако факт разлива нефтепродуктов со своих судов они отрицают. Отрабатываются две версии – разлив топлива при бункеровке топлива непосредственно в заливе, а также есть версия, что нефтяное пятно образовалось в результате слива льяльных вод с проходящего судна, — рассказал Афанасьев.

Владимир Миклушевский поручил заказать космические снимки территории для прояснения полной картины произошедшего ЧП.

— Почему у нас до сих пор нет космических снимков местности? Закажите космические снимки, если там проходит мониторинг, и тогда мы получим данные всех судов, как находящихся в заливе, так и проходящих, — потребовал врио губернатора.

На совещании выяснилось, что результаты лабораторных анализов собранных нефтепродуктов, с помощью которых удалось бы установить судно их сбросившее, до сих пор не готовы.

Представитель «Росприроднадзора» сообщил, что ведомство больше склоняется к версии, что происхождение нефтяного пятна не связано с бункеровкой топлива.

— Наше мнение, что пятно наносное, может даже из залива Петра Великого. 25 и 26 июня в Хасанском районе дули южные ветра, так что если бы разлив произошел в заливе Китовый, где производилась бункеровка, тогда нефтепродукты оказались на береговой полосе этого района, а никак не за 5,5 миль от места разлива. Тем более, что по внешним признакам видно, что это чистый мазут. Надеемся, что спутниковый мониторинг прояснит ситуацию, — сообщил сотрудник надзорного органа.

— Что у нас с ущербом акватории моря? Кто-нибудь уже установил размер?, — спросил Владимир Миклушевский.

— Предварительный размер ущерба, нанесенного морской акватории залива Китовый составляет почти 9,5 млн рублей. Ущерб, нанесенный почве, оценивается в 973 тысячи рублей,

— доложил прокурор Приморского края Сергей Бессчасный.

Начальник отдела береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Сергей Вагурин доложил, что все суда находящиеся в районе ЧП установлены, а также предложил эффективный способ установить виновника разлива нефтепродуктов.

— Результаты анализов собранных нефтепродуктов позволят установить виновного. Нужно конкретно определить какой это мазут и исходя из этого определить для чего он используется: либо это топливный мазут, используемый для конкретных типов энергоустановок на судах, либо же это не мазут вовсе, а сырая нефть, что скажет о разливе при бункеровке. Вариантов много, но все определит конкретный анализ. Таким образом, спектр предположительных виновников разлива сократится до 3-4 судов, — предложил Сергей Вагурин.

Владимир Миклушевский потребовал от служб продолжать мониторинг ситуации и предпринимать все необходимые меры по ликвидации последствий разлива. Отдельно глава региона обратился к силовикам.

— К вам особая просьба — виновника надо найти и наказать по всей строгости закона. Это чрезвычайно важно. В будущем ни у кого больше не должно даже возникнуть мысли загрязнять нашу акваторию. Виновник должен подвергнуться уголовному преследованию и экономическим санкциям

, — заявил глава Приморья.

Отметим, что департамент Росприроднадзора (РПН)по ДФО предварительно оценил ущерб от разлива мазута у побережья Хасанского района Приморья почти в 10,5 млн рублей. Отделом федеральной службы по надзору на море по Приморскому краю проводится расследование с целью установления источника разлива, сообщает дальневосточный департамент РПН. Также расследованием уголовного дела по ст. 252 ч.1 УК РФ (загрязнение морской среды) под контролем краевой прокуратуры занимается ОМВД России по Хасанскому району. Группа компаний «Транзит ДВ», чьи суда в числе первых попали под проверку надзорных органов, также принимает участие в поисках виновного в экологическом преступлении.

От РИА PrimaMedia напомним, что 26 июня 2014 года гигантское пятно нефтепродуктов было замечено на акватории Амурского залива в районе островов Большой и Малый Гаккель. Уже 27 июня пятно занимало площадь порядка 20 кв. км, его часть покрыла побережье Зарубино и Посьета.

Глава региона Владимир Миклушевский 28 июня совершил облет места ЧП в Хасанском районе. Врио губернатора назвал ЧП экологическим преступлением государственного масштаба.

На ликвидацию крупного разлива нефтепродуктов были брошены сотрудники МЧС, специалисты Росприроднадзора и бойцы студенческих отрядов.

По факту разлива нефтепродуктов ОМВД России по Хасанскому району возбуждено уголовное дело по ст. 252 ч.1 УК РФ (загрязнение морской среды), ход и результаты расследования которого находятся на контроле в прокуратуре края.

На причастность к экологическому преступлению проверяются несколько компаний, ведущих деятельность в этом районе.

Одной из наиболее вероятных причин разлива называется разрыв шланга при бункеровке судна в море.

Вместе с тем, согласно информации владивостокского филиала ФГУП «Росморпорт», бункеровкой судов на территории Хасанского района занимается целый ряд компаний. В порту Зарубино это ООО «Находка портбункер», ООО «Наяда», ООО «Ост-Ойл», ООО «Ориент Марин», ООО «Павино», ООО «Прайс Ко. Лтд», ООО «ВТК».

А вот в порту Посьет, откуда предположительно пришло пятно, по информации ФГУП «Росморпорт», бункеруют суда две компании — ОАО «Приморнефтепродукт» и как раз ЗАО «Востокбункер».

Как ранее сообщало агентство, 16 мая 2014 года «непубличной» бункеровкой судов на рейде терминала Славянка порта Посьет в Приморье могло заниматься судно, принадлежащее «Транзит ДВ». Судно-бункеровщик «Владимир Высоцкий», принадлежащее группе компаний, куда входит и ЗАО «Востокбункер», осуществляло маневры и действия, похожие на бункеровку иностранного судна на рейде.

Защитой же от возможного разлива нефти в тот день пренебрегли на рейде терминала Славянка порта Посьет. Утвержденные правила порта предписывают выставлять боновые заграждения при проведении операций по бункеровке судов, однако 16 мая 2014 года таких защитных ограждений во время предполагаемой бункеровки иностранного судна на месте не оказалось.

Президент группы компаний «Транзит ДВ» Игорь Польченко с момента обнаружения мазутного пятна у берегов Приморья для комментариев оказался недоступен.

Впрочем, в официальном сообщении, размещенном на сайте группы компаний «Транзит ДВ», причастность «Востокбункера» к экологическому преступлению отрицается. «Следы утечки не обнаружены; нарушения законодательства, регламентирующего бункеровки, не установлены», — информировал о результатах внутренней проверки коммерческий директор компании Виталий Никитенко.

От РИА PrimaMedia отметим, что, согласно данным Дальневосточного управления Госморнадзора, компания ЗАО «Востокбункер» имеет бессрочную лицензию серии МР-4 №000186 от 28 мая 2012 на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, действующую на территории акватории терминала Славянка морского порта Посьет Приморского края.

Действие лицензии, сообщает Госморнадзор,  распространяется на суда «Владимир Высоцкий», «Бухта Славянка», «Белинда-ДВ».

Эксперты отмечали, что состав темного маслянистого пятна, «расползшегося» по акватории Амурского залива, определит степень ущерба, нанесенного экологии. Наиболее опасны сырая нефть и мазут, наименее — дизельное топливо. Эти вещества могут погубить местных представителей флоры и фауны.По словам доктора биологических наук, главного научного сотрудника Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, даже небольшое количество пролитого в акваторию топлива может привести к значительному загрязнению акватории и гибели всего живого вокруг. Специалисты склоняются к версии, что в Хасанском районе разлили все же мазут.

Стоит отметить, что приблизительный объем попавшего в акваторию нефтепродукта составляет около 8 тонн. Сегодня, 1 июля была закончена работа по очистке побережья Хасанского района от нефтепродуктов, вынесенных на берег после аварии.