Странности и нестыковки истории с самоубийством арестованного генерала

Андрей Козенко, Екатерина Винокурова

16 июня в Москве погиб бывший заместитель начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) Борис Колесников. Он среди сотрудников ГУЭБ и ПК обвинялся в провокациях на дачу взяток и в превышении должностных полномочий. Сообщается, что 37-летний экс-генерал выпрыгнул с шестого этажа здания Следственного комитета РФ в Техническом переулке. Причем силовики и адвокаты дают несколько не совсем совпадающих версий произошедшего. В СК заявили, что в мае Колесников пытался покончить с собой дважды.

 

Инцидент произошел около 14.00. Что именно случилось на шестом этаже здания СК, пока остается до конца не выясненным. Адвокат Колесникова Георгий Антонов сказал, его подзащитный выбросился в окно во время следственных действий и погиб. Другими подробностями адвокат не располагал, выдвигать версии, почему это случилось, он тоже воздержался. По версии другого адвоката - Анны Ставицкой - Колесников и следователь вместе вышли на балкон перекурить, однако с балкона следователь вернулся один и сообщил, что бывший генерал прыгнул вниз. Наконец, пресс-служба МВД РФ и официальный представитель СК Владимир Маркин дали идентичную версию того, что же произошло.

 

По их словам, Борис Колесников отпросился в туалет у конвоиров, после чего, согласно инструкции, его отстегнули  от наручников перед заходом в кабинку. «Через несколько секунд после этого обвиняемый неожиданно выскочил оттуда, сшиб сначала одного, а потом и другого конвойного, дежурившего в коридоре, добежал до балкона, находившегося напротив туалета, и прыгнул с шестого этажа», - так силовики описывают произошедшее.
Борис Колесников родился в 1977 году в семье профессора Академии управления МВД. Службу начинал в угрозыске ОВД «Свиблово» на северо-востоке столицы, потом ушел на повышение в УВД Северо-восточного административного округа, где и познакомился со своим будущим начальником Денисом Сугробовым. Сугробов возглавил ГУЭБ и ПК МВД РФ в 2011 году, в августе 2012-го Колесников стал его заместителем, курирующим, в том числе, и оперативную работу. К осени 2013-го года главк Сугробова и Колесникова успел прославиться несколькими резонансными делами - расследованием дела о хищениях при закупке томографов, в деле «Оборонсервиса», приведшему к отставке министра обороны Анатолия Сердюкова. В ноябре 2013 года Колесников за отличную службу получил звание генерал-майора полиции.

 

Примерно в это же время оперативники ГУЭБ и ПК взяли в разработку высокопоставленных сотрудников ФСБ РФ. Объектом расследования стал сотрудник 9-го управления ФСБ (управления собственной безопасности) Игорь Демин. Подчиненный Сугробова и Колесникова Алексей Боднар вышел на некоего представителя ФСБ (в материалах уголовного дела он фигурирует под псевдонимом Павел Глоба) и предложил через него для Демина «для начала по десяточке в месяц просто за отношения», то есть по 10 тысяч долларов. При передаче этих денег 15 февраля ряд оперативных сотрудников ГУЭБ и ПК были задержаны чекистами. Колесников был арестован 28 февраля. Сугробов, желая вывести подчиненных из-под удара, обратился с прошением об отставке и был отстранен указом Владимира Путина. Это не помогло ни ему, ни подчиненным: 8 мая Сугробова арестовали, а всего по делу проходит больше десяти его подчиненных. Они обвинены в провокациях на дачу взяток и в превышении должностных полномочий. Кроме того, следствие трактует деятельность главка как организованное преступное сообщество (статьи 304, 286 и 210 УК РФ).

 

О том, как работали генерал Колесников и его подчиненные, Znak.com рассказывал 9 июня. ГУЭБ и ПК в ноябре прошлого года вел дело активистов, протестующих против добычи никеля компанией УГМК в Воронежской области. Предприниматель Михаил Безменский и казачий атаман Игорь Житенев были арестованы - за вымогательство, по версии следствия. Однако Безменский в письме, оказавшемся в распоряжении Znak.com, говорил о том, что его, Житенева и ряд других людей провоцировали на то, чтоб взять деньги.

 

В письме описана единственная встреча Безменского с Борисом Колесниковым: «Меня повели в один из кабинетов, сказали, что сейчас буду говорить с главным, которого зовут Борис Борисович (тогда я не знал, что это генерал Колесников). Меня завели в кабинет, за столом сидел молодой мужчина в очень дорогом костюме. В помещении еще было несколько человек. Б.Б. сказал, что я должен участвовать в «оперативном эксперименте». Я должен был позвонить К.Рубахину и договориться с ним о встрече. Я объяснил, что с Рубахиным не общался около 6-7 месяцев, но никого это не волновало. Б.Б. спросил: «Как ты думаешь если Рубахину предложить хорошую сумму денег, он возьмет?». Я ответил, что вряд ли, да и за что? «Скажешь, что тебе УГМК дала много денег и ты хочешь поделиться», я ответил, вряд ли он возьмет что-то от УГМК. Потом Б.Б. попросил сходить за деньгами кого-то из сотрудников. В кабинет принесли сумку, в ней было 7 млн евро, купюры по 500 евро, сумка была коричневого цвета, кожаная.  Б.Б. сказал: «В крайнем случае, поставишь сумку рядом с ним, а мы все сделаем, как нужно». 

 

Никто из задержанных, в том числе и Колесников, своей вины не признавали.

 

При этом 16 июня официальный представитель СК Маркин подтвердил информацию, ранее ходившую только на уровне слухов. По его словам, Борис Колесников имел суицидальные наклонности и пытался дважды покончить с собой в мае этого года. Первый инцидент произошел пятого числа - тогда следствие ограничилось лишь информацией о том, что обвиняемый якобы упал и получил травму головы. Второй похожий инцидент произошел 19 мая. После этого адвокаты Колесникова попросили временно прекратить следственные действия с их подзащитным и отправить его в больницу, в том числе сделать ему томограмму головы. Ходатайство так и осталось неудовлетворенным. При этом адвокаты подозревали, что на Колесникова могли оказывать физическое воздействие, сам же он говорил защитникам и правозащитникам из общественно-наблюдательной комиссии, что все его травмы носили бытовой характер.

 

Собеседник Znak.com, близкий к СК, называет версию побега из туалета до балкона «несостоятельной». «Туалет в здании Следственного комитета находится довольно далеко от балконов, расположенных по принципу пожарных лестниц, где все курят. Оттолкнуть двух конвойных, причем после черепно-мозговой травмы, пробежать до балкона из туалета, открыть двери и броситься вниз – это реально, но только если конвойные были карликами. Вариант, что Сугробова повел курить следователь… Следователь тоже может быть человеком, но в такой случае он нарушил сразу несколько правил, в том числе закон о запрете курения в госучреждениях», - отмечает источник. Он также посоветовал обратить внимание, что в СМИ появлялась информация о том, что Колесников будет главным свидетелем против Сугробова, хотя по факту против Сугробова показаний он так и не дал.

 

Следственные органы начали проверку обстоятельств самоубийства Колесникова. Уголовное дело против него должно быть прекращено «по нереабилитирующим основаниям» - в связи со смертью обвиняемого. Известно, что у бывшего генерала осталось трое детей.