Корреспондент "Синегорья" пыталась разобраться в причинах непонятного происшествия на улице Каслинской, которое произошло в минувшее воскресенье 18 мая.

Напомним, в тот день участок улицы Каслинской в районе торгового центра и моста через Миасс перечеркнул провал  шириной полтора и глубиной два метра. Он пролег прямо поперек проезжей части, от края до края. Движение транспорта на этом участке было тут же закрыто. А вскоре по городу поползли слухи, что обвал дороги возник из-за прокладки метрополитена (в этом районе под землей находится недостроенная станция метро «Торговый центр»). 

Сообщение о воскресном ЧП на Каслинской я увидела на сайте областного полицейского главка вечером в воскресенье, 18 мая, а утром 19 мая поехала на место, чтобы увидеть аварию своими глазами. Но оказалось, что трещину уже доверху засыпали щебенкой и автомобили свободно проезжают этот участок, лишь чуть притормаживая. Но почему возник пролом, ведь ремонт дороги делали не так давно?

В пресс-службе администрации Челябинска мне сообщили, что этот вопрос как раз обсуждался утром 19 мая на аппаратном совещании у сити-менеджера. Через пару часов на официальном сайте мэрии уже висел комментарий замглавы администрации по дорожному хозяйству Владимира АЛЕЙНИКОВА. По его утверждению, прошедший в воскресенье ливень размыл грунт, в результате чего и произошел разлом дорожного полотна. «Рабочие вскрыли асфальт, обнаружили причину, сделали глиняные замки и провели утрамбовку щебня. Через несколько часов там будет асфальт!» — резюмировал Владимир Алейников. Чиновник также сообщил, что дорога на Каслинской была сдана в эксплуатацию два года назад и претензий по ее качеству к подрядчику у муниципальных властей нет. Но мне показалось странным, что дыру глубиной в два метра, в которую пришлось засыпать аж 120 тонн щебня, представитель городских властей не рассматривает как повод заявить претензии к качеству дорожных работ.

Неофициальное мнение по поводу ЧП на Каслинской я решила узнать у челябинских диггеров. В тот же день на сайте «ВКонтакте» нашла страницу Павла ФЕДОРОВА. Вот что он рассказал:
— Моя команда уже лет пять занимается изучением городских подземных коммуникаций. Несколько раз бывали и в строящемся метрополитене. Не думаю, что тот разлом на Каслинской имеет отношение к метро, ведь стройка из-за нехватки финансов не ведется уже два года. Чему там сотрясаться? Взрывные работы не ведутся. Там сейчас все законсервировано, только насосы работают — круглосуточно откачивают воду. 
По мнению Павла, трещина в асфальте могла появиться из-за некачественного дорожного ремонта, который в городе проводят в основном мигранты из Средней Азии. «Может, закапывали землю неправильно под асфальт, вот дорога и просела», — предположил парень.

Но мне эти доводы показались не вполне убедительными. Ведь два года назад — в апреле 2012-го — на Комсомольской площади в Челябинске нечто подобное уже происходило. Тогда пассажирский автобус «Икарус» провалился колесом во внезапно образовавшуюся в асфальте яму диаметром 1,5 метра и глубиной в метр. Автобус вез людей, и, к счастью, никто из пассажиров не пострадал. Тогда тоже была шумиха по поводу некачественно проведенной стройки станции метро «Комсомольская площадь». Но городские власти быстро закрыли эту тему, сославшись на просадку грунта, размытого паводковыми водами. 

И я решила узнать мнение человека, который профессионально разбирается в этих вопросах. Позвонила 19 мая  на кафедру строительных конструкций и инженерных сооружений архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ, и мне дали телефон Владимира Сергеевича КАЗАНЦЕВА. Кандидат технических наук, он много лет преподает в вузе такие дисциплины, как механика грунтов, основания и фундаменты, инженерная гидрология, является членом Российского общества механики грунтов, членом-корреспондентом Международной академии общественных наук. По его мнению, провал на Каслинской — первая ласточка масштабной техногенной катастрофы, которая может здесь произойти, и связано это именно со стройкой челябинского метрополитена, которая велась с грубыми нарушениями.

— По новому проекту северо-западная часть станции метрополитена, северный эскалаторный и перегонные тоннели метро проложены именно под Каслинской. Руководство города зря утверждает, что станция метро находится далеко от строительства, это совершенно не верно. Могу также сказать, что на улице Каслинской проходит геологическая трещина и поэтому там очень слабый грунт. Именно по этой причине метро изначально планировалось прокладывать на глубине не менее 70-80 метров. Но какие-то «умные» головы решили удешевить проект, и станцию «Торговый центр» стали прокладывать на глубине всего 30 метров. Причем тоннели строили буровзрывным способом, а в условиях геологической трещины это опасно тем, что грунт начинает просаживаться. А из-за этого в свою очередь может произойти трагедия пострашнее — река Миасс может изменить свое русло, и тогда вода пойдет в подземное пространство станции метро. Это означает, что десятилетия упорного труда пойдут насмарку, а сотни миллионов рублей будут выброшены на ветер. Я об этом уже писал Юревичу и Путину, — говорит ученый.


По мнению Владимира Казанцева, властям города надо благодарить судьбу, что этот воскресный провал дороги не отразился на техническом состоянии расположенного рядом торгового центра.
— Это здание представляет собой сферический железобетонный купол, который как бы парит в воздухе. Внутри здания нет колонн, поддерживающих оболочку, а углы, на которые опирается купол, размещены на специальных катках и могут двигаться. Конструкция является сборной и может «дышать», опускаясь или поднимаясь в зависимости от перепадов температуры. Если из-за того, что на улицу Каслинскую легла мощная транспортная нагрузка грунт начнет проваливаться, то здание торгового центра сползет с фундаментов и разрушится.  И тогда погибнут тысячи жителей города, — считает Владимир Казанцев.

19 мая ученый написал обращение на имя главы региона Бориса Дубровского с просьбой обратить внимание на эту проблему. Он также передал текст этого письма и сопроводительные документы в нашу редакцию.

Ксения ЦАРЕВА,

г. Челябинск