26 мая 2014 | 14:15
Оценки деятельности генерала, который в 80-х ввёл военное положение, но не допустил прихода советских войск. до сих пор прямо противоположны.

Войцех Ярузельский скончался на 91-м году жизни. В последнее время он страдал лимфомой, регулярно попадал в больницу, а в начале мая перенес инсульт и больше не приходил в себя. Ярузельский остается одной из ключевых фигур в истории Польши, однако отношение к нему весьма сложное. Он родился в 1923 году в селе Курув, затем с семьей перебрался в Литву, а после присоединения Прибалтики был сослан в Сибирь. Ярузельский вместе с матерью и сестрой работал на лесоповале, где получил снежную слепоту. Из-за этого до конца своих дней он вынужден был носить темные очки и получил на родине прозвище «сварщик». В июле 1943 года он вступил в 1-ю польскую пехотную дивизию, сформированную на территории СССР, и принял участие во многих военных операциях времен Второй мировой, напоминает корреспондент газеты Wyborcza Вацлав Радзивинович.

Карьера Ярузельского пошла в гору после того, как Польшу покинул маршал Константин Рокоссовский. В 1964-м году Ярузельский возглавил Генштаб, спустя 4 года стал министром обороны, что связывает его с участием в операции «Дунай», когда войска стран Варшавского договора вошли в Чехословакию для подавления «Пражской весны».
В конце 1980 года Польша оказалась меж двух огней: из-за роста социальной напряженности активизировался оппозиционный союз «Солидарность», грозивший забастовками; с другой стороны, Советский Союз стянул к границе 20 танковых дивизий. Ярузельский, занимавший в то время пост премьер-министра и первого секретаря компартии, объявил военное положение. Как он впоследствии признавался в эфире «Эха», это было самое сложное решение в его жизни.

Ярузельский интернировал лидеров «Солидарности», арестовал тысячи активистов организации, включая Леха Валенсу, подавил все попытки дестабилизировать ситуацию в стране и выступил против ввода советских танков. По мнению журналиста и историка Леонида Млечина, Польше удалось выйти из этой крайне сложной ситуации с минимальными потерями.

Военное положение было отменено в 1983 году, но «Солидарность» все еще была вне закона. Вскоре затяжной экономический кризис подтолкнул Ярузельского сесть за стол переговоров с оппозицией. По итогам «круглых столов» в Польше прошли многопартийные выборы в Сейм, а президентом стал Лех Валенса. Позднее Ярузельского неоднократно пытались привлечь к ответственности. На него возлагали вину за расстрел демонстрации в Гданьске в 1970-м году, в результате которого погибли 44 человека, и за введение военного положения, грозились повесить за преступления против человечности и публиковали сомнительные исторические исследования. Однако начавшиеся судебные процессы неоднократно прерывались из-за плохого самочувствия главного фигуранта, а затем его полностью освободили от участия в разбирательствах. Ярузельский продолжал давать интервью и отвечать на обвинения, разъясняя мотивы своих действий. В конце концов, поляки его услышали. В 2001 году большинство опрошенных признали военное положение 1981 года «меньшим из возможных зол».

Польские власти пока не объявили, где и когда Войцех Ярузельский будет похоронен. Этот вопрос будет решён после обсуждения с членами его семьи.