Судья Конституционного суда РФ Владимир Ярославцев выступил с особым мнением касательно закона «об иностранных агентах», в котором заявил, что оспариваемые заявителями «законоположения, находящиеся в нормативном единстве, в системе действующего правового регулирования не соответствуют Конституции РФ».

Ярославцев указывает, что свобода объединений не может быть полноценно реализована без возможности для объединений свободно привлекать средства из не запрещенных законом источников для осуществления своей деятельности. Судья при этом отмечает, что активная деятельность НКО является неотъемлемой частью функционирования демократического общества. Ярославцев подчеркивает, что законом «Об общественных объединениях» общественным объединениям предоставлено право участвовать в общественной жизни путем взаимодействия с государственными органами и высказывания собственной инициативы, что в данном контексте не рассматривается как действия, направленные на оказание воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также формирования общественного мнения.

В особом мнении Ярославцева говорится, что согласно Конституции РФ общественные объединения равны перед законом, а следовательно, дискриминация кого-либо из них вступает в противоречие с требованиями основного закона. Положения закона «О некоммерческих организациях» отступают от этого принципа, закрепляя неравенство НКО в зависимости от источников их финансирования. При этом, отмечает Ярославцев, сам по себе факт финансирования НКО из «иностранных источников», как и факт участия таких НКО в «политической деятельности», не является противозаконным.

Международные организации (те, что перечислены в перечне международных организаций согласно постановлению Правительства РФ), предоставляющие гранты российским НКО, трудно заподозрить в злонамеренном желании оказать негативное воздействие на неокрепшие души россиян и тем более на уверенных в непогрешимости своих решений представителей государственной власти, считает Ярославцев. Вместе с тем, отмечает судья, согласно оспоренным законоположениям, несмотря на то, что государство санкционировало получение гранта (иностранного источника финансирования), получатель гранта – НКО может быть признана организацией, выполняющей функции «иностранного агента» со всеми вытекающими отсюда административными санкциями.

Содержащаяся в законе об НКО дефиниция «политическая деятельность» не позволяет однозначно и непротиворечиво ответить на вопрос, какие именно виды деятельности могут быть отнесены к «политическим», считает Ярославцев. А обязанность НКО обращаться с заявлением о внесении себя в реестр «иностранных агентов» с целью выявления источников их финансирования и обеспечения прозрачности их деятельности «не имеет никакого объективного и разумного оправдания», подчеркивает судья, поскольку соответствующие положения о контроле за деятельностью НКО детально прописаны в законе «О некоммерческих организациях».

Кроме того, пишет Ярославцев, законодательная конструкция НКО, выполняющей функции «иностранного агента», предполагает негативную оценку такой организации со стороны государства, рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности.

Введение федеральным законодателем понятия «иностранный агент» носит произвольный характер, не имеет объективного и разумного оправдания и, по сути, не может идентифицировать некоммерческую организацию, имеющую иностранный источник финансирования, как «иностранного агента», подчеркивает Ярославцев.

В связи с изложенным, пишет судья, оспоренные законоположения, с учетом их неопределенности в сочетании с явно выраженным дискриминационным характером, не соответствуют статье 19, а также статьям 13 (части 1, 3 и 4), 29 (часть 1) и 30 (часть 1) Конституции РФ.

«В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что признание достоинства, присущего всем членам человеческого сообщества, является основой свободы, справедливости и всех неотъемлемых прав личности. Данное положение не является какой-либо правовой абстракцией или недостижимым идеалом – это органическая основа развития», – резюмирует судья Конституционного суда РФ.

Ранее Конституционный суд РФ признал, что оспариваемые нормы закона «об иностранных агентах» не противоречат Конституции РФ, но постановил внести изменения в Административный кодекс касательно минимального штрафа за его нарушение. Правозащитное сообщество выразило разочарование решением суда.