В минувшие выходные украинские власти перекрыли поступление воды из Днепра в Крым по Северо-Крымскому каналу, откуда полуостров получал 80% воды. В результате вместо положенных весной 90 кубометров воды в секунду сейчас по нему проходит только 7. Это так называемый технологический минимум, без подачи которого весь 400-километровый канал на украинской территории может заилиться и стать непригодным к использованию. То есть, вода перекрыта практически полностью. По мнению ряда экспертов, таким способом Украина добивается от России снижения цены на газ.


В Госводагентстве Украины объясняют отключение тем, что Крым с 7 апреля не оплатил долг в 1,7 млн грн, и при этом продолжал отбирать воду. Кроме того, говорят в Киеве, бывшая автономия не переоформила договора на водопользование. Однако первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев уверен, что это политический шантаж. "Мы отправили им исправленную редакцию договоров",— утверждает он.


Северо-Крымский канал снабжает днепровской водой Феодосию, Керчь, Судак, часть сел Ленинского района, посёлки Симферопольского района и сам Симферополь, который зависит от канала на 75%. Степной Крым добывает воду из артезианских скважин, но  для полива и там используют днепровскую воду. Севастополь и Бахчисарай снабжаются питьевой водой на 80% из своих источников, но в засушливые годы и им приходится добирать 30% воды на стороне. Если подача воды из Днепра не возобновится, крымчане и туристы в курортный сезон будут испытывать жесточайшую нехватку воды, считает экс-министр водного хозяйства СССР Полад Полад-заде.


Под угрозой и сельское хозяйство. Пока еще почвы Крыма естественным образом увлажнены, но с мая урожай зерновых, рапса, картофеля, овощей и бахчевых будет напрямую зависеть от объема орошения. Северо-Крымский канал орошает в Крыму 380 тыс. га, на сельское хозяйство уходит 80% всей потребляемой в Крыму воды. Из них 60% используется при выращивании риса. Если так пойдет и дальше, то почва засолится и придет в негодность, опасается глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Владимир Кашин. А глава департамента Минприроды Дмитрий Кириллов допускает, что без днепровской воды полуострову придется отказаться от рисоводства и переходить на выращивание других культур – например, винограда.


Пока Симферополь ведет непредсказуемые переговоры с Киевом о восстановлении водоснабжения, в Москве ломают голову, как обеспечить водную независимость Крыма в будущем. Дождевых и снеговых вод, стекающих в местные водохранилища с гор, слишком мало. Добыча грунтовых вод из скважин обеспечивает сегодня лишь 7% потребления. Опреснение морской воды, за счет которого живет и выращивает неплохие урожаи весь Израиль, в Крыму дает пока лишь 5% всей воды.


Глава Минприроды РФ Сергей Донской считает, что можно пробурить новые скважины, построить новые мощности по опреснению и проложить водопровод из Краснодарского края. Но водовод с Кубани выйдет слишком дорогим, говорит Полад-заде, к тому же кубанцам самим воды не достаёт и ее хватит лишь на нужды Керчи. Добыча подземных вод, по его мнению, поможет лишь в Северном и Северо-западном Крыму, и то далеко не всем. Кроме того, эта вода сильно минерализована и требует дополнительной очистки.


Единственный выход — строить заводы по опреснению воды на и так почти пресном Азовском море, считает бывший советский министр. Для этого воду надо нагреть (например, на солнце), а потом конденсировать при низком давлении. Но, во-первых, такая вода выйдет слишком дорогой, и если использовать ее в сельском хозяйстве, оно станет нерентабельным. Во-вторых, Крым – не Израиль, здесь довольно пасмурные зимы. Значит, надо строить не только солнечные, но и газовые опреснители. Но газа собственной добычи Крыму и так едва хватает. Тут могла бы помочь ветка газопровода "Южный поток", которую теперь планируется провести через Крым, но ее пока не построили.


Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Владимир Кашин надеется "в том числе на международные организации типа ОБСЕ, ПАСЕ, которые повлияют на украинские власти, чтобы те вновь возобновили подачу воды". Впрочем, на фоне украинских событий и учитывая испорченные отношения России с Западом, который не признает российский статус Крыма, это звучит странно. При этом Кашин напоминает: из-за доступа к водным ресурсам в мире часто случаются вооруженные конфликты.


Павел Кривошеев