ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Мы, представители различных российских наблюдательских объединений, сложившегося наблюдательского сообщества – координаторы, члены избирательных комиссий, наблюдатели – заявляем о непризнании нами референдума, проведённого в Автономной Республике Крым и в городе Севастополе (не входящем в АР Крым).

Основаниями для такой позиции являются следующие обстоятельства.

1. Сроки проведения референдума.
Референдум был назначен Постановлением Верховной Рады АР Крым от 06.03.2014 г. [1] и Решением Севастопольского городского совета от 06.03.2014 г. [2], т.е. на его подготовку отводилось всего 10 дней. В качестве нормативной базы было принято «Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым» [3] и аналогичное по содержанию «Временное положение о референдуме в г. Севастополе» [4] (далее – Положение).
Мы полагаем невозможным за 10 дней где-либо в мире нормально и честно провести любые региональные выборы или референдум такого масштаба и значимости для будущего нескольких стран. Невозможно провести полноценную общественную дискуссию по вопросу статуса Крыма, обеспечить состязательность двух мнений, экспертного обсуждения, взвешенного подхода к последствиям того или иного выбора на многие годы вперёд. Особенно всё это актуально в период быстро меняющейся, нестабильной и нервозной политической обстановки в Украине, где только что в результате драматических событий пришло новое руководство страны и необходимо налаживать обстановку и готовиться к общенациональным выборам Президента Украины (25 мая 2014 г.).
За 10 дней в таких условиях спокойно разобраться во всём потоке как правдивой, так и лживой информации рядовой участник референдума не в состоянии.

2. Агитация, агитационные материалы.
Согласно п. 2 раздела VI Положения запрещается участие в агитации иностранцам и лицам без гражданства (в том числе через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях и других публичных мероприятиях), органам власти АР Крым и органам местного самоуправления. Однако даже высшие должностные лица Крыма вели открытую прямую агитацию и практическую деятельность, направленную на определённый исход референдума [5, 6, 7], а именно – на отделение от Украины и вхождение в РФ; а российские медиа-персоны приезжали в Крым и вели широкую агитацию за отделение от Украины [8].
Агитационные материалы были односторонними, содержали в себе дезинформацию, нагнетали массовый психоз, в том числе с демонстративным использованием нацистской символики, имеющей явную негативную коннотацию [9]. Агитационная кампания проходила в условиях отключения от эфира национальных СМИ, внедрения российских теленовостей и цензуры [10, 11]. Выступления и решения крымских политиков содержали: материальные и нематериальные обещания о будущей «сладкой жизни» в РФ [12, 13], прямую ложь, подмену понятий, нагнетание истерии на идеологической основе и манипулирование общественным сознанием [14] , а также признаки государственной измены и военного мятежа [15, 16].
Различные социально-экономические посулы, высказываемые представителями РФ [17, 18], мы рассматриваем как фактический отложенный подкуп участников референдума в широком масштабе, а также введение их в заблуждение.
В таких условиях соблюдение принципа информированного выбора при волеизъявлении граждан мы полагаем полностью отсутствующим.

3. Активное избирательное право, учёт и списки участников референдума, голосование.
Согласно п. 3 главы 1 раздела I Положения в референдуме вправе участвовать граждане Украины, достигшие возраста 18 лет и зарегистрированные на территории АР Крым или г. Севастополя соответственно.
Согласно решению Центральной избирательной комиссии Украины от 06.03.2014 г. [19] предписано заблокировать доступ к базе данных Государственного реестра избирателей для Крыма и Севастополя.
Однако Крым и Севастополь самостоятельно составили и изготовили списки участников референдума [20]. По поступавшим сообщениям, в списках участников референдума были серьёзные недочёты, а также происходило голосование иностранцев – граждан РФ [21, 22].

4. Работа комиссий, проблемы наблюдения, открытости и гласности, подсчёта голосов.
Согласно п. 2 главы 5 раздела III Положения осуществление деятельности комиссий по проведению референдума должно быть открытым и гласным, а принятые решения доводиться до сведения общественности. Однако, согласно п. 1 главы 5 раздела III Положения на заседаниях комиссии другие лица могут присутствовать только с разрешения или по приглашению комиссии, о чём принимается специальное решение.
Согласно п.3 главы 4 раздела VII Положения подсчёт голосов на участке должен осуществляться открыто и гласно. Однако, Положение формально не предусматривает деятельность наблюдателей или представителей СМИ, ознакомление их с документами, получение ими копий протоколов УИК и ТИК, и даже само присутствие при проведении подсчёта голосов в помещении для голосования и подведении итогов в вышестоящих территориальных комиссиях. По поступавшим сообщениям наблюдателей и журналистов, находящихся на участках, чтобы увидеть подсчёт голосов, удаляли [23], и даже выдворяли с применением физической силы [24, 25].

5. Незаконность назначения и проведения референдума.
Статья 132 Конституции Украины провозглашает принцип единства и территориальной целостности страны, а согласно статье 73 Конституции Украины вопросы об изменении территории страны должны решаться исключительно на всеукраинском референдуме.
Решением Конституционного суда Украины от 14.03.2014 г. [26] Постановление Верховной Рады АР Крым признано не соответствующим Конституции Украины и утратившим силу, избирательным комиссиям предписано прекратить деятельность по проведению референдума, а Совету министров АР Крым – прекратить финансирование мероприятий по проведению референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней и агитационных материалов.

6. Фактор ввода вооружённых формирований из Российской Федерации.
Общепризнанным является факт демонстративного ввода в Крым различных российских вооружённых подразделений, взявших под контроль ключевые объекты [27].
В таких условиях соблюдение принципа свободного волеизъявления граждан мы полагаем спорным. Выборы и референдумы не могут проводиться при нагнетании силы и угрозы применения оружия, особенно со стороны вооружённых подразделений страны, которая является непосредственно заинтересованной стороной в определённом исходе референдума.
Также с «работой» вооружённых силовиков – насилием, угрозами, препятствованием в работе и уничтожением носителей информации – столкнулись и российские журналисты, приехавшие освещать референдум [28].

Ссылки (источники информации):
1) http://www.rada.crimea.ua/act/11689
2) http://docs.sevsovet.com.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=2399:%E2%84%967151-%D0%BE%D1%82-06-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-2014-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BE%D0%B1-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0
3) http://www.rada.crimea.ua/textdoc/ru/6/act/1702pr2.pdf
4) http://docs.sevsovet.com.ua/docs/7154.doc
5) http://www.interfax.ru/world/364756
6) http://www.rada.crimea.ua/news/09_03_14_1
7) http://www.rada.crimea.ua/news/11_03_14_8
8) http://www.interfax.ru/world/364750
9) http://cdn2.img22.ria.ru/images/99956/45/999564538.jpg
10) http://top.rbc.ru/society/09/03/2014/910062.shtml
11) http://www.rada.crimea.ua/news/11_03_2014_6
12) http://www.rada.crimea.ua/news/14_03_2014_2
13) http://www.rada.crimea.ua/news/11_003_2014_7
14) http://www.rada.crimea.ua/news/12_03_14_7
15) http://regnum.ru/news/polit/1773275.html
16) http://www.rada.crimea.ua/news/11_03_2014_4
17) http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/03/992885-kryimu-ne-hvataet-milliarda-dollarov-pravitelstvo-rossii-gotovo-pomoch.html
18) http://www.rada.crimea.ua/news/12_03_14_11
19) http://www.cvk.gov.ua/pls/acts/ShowCard?id=35503
20) http://www.rada.crimea.ua/news/06_03_2014_3
21) http://www.profile.ru/politics/mir/item/80174-rossiyane-golosuyut-na-referendume-v-krymu-zakonno
22) http://www.5.ua/ukrajina/politika/item/373450-zhurnalistka-z-rosiiskym-pasportom-proholosuvala-na-referendumi
23) http://breqwas.livejournal.com/301901.html
24) http://znak.com/moscow/articles/17-03-08-17/102074.html
25) http://www.youtube.com/watch?v=yyQpkkSGrE8
26) http://www.ccu.gov.ua/doccatalog/document?id=242357
27) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%83
28) http://www.youtube.com/watch?v=VtpIHmduiEY

 
 

Подписано:

Илья Мищенко, «Гражданин Наблюдатель», координатор по обучению, сокоординатор по Западному АО г. Москвы

Николай Сумеркин, «Гражданин Наблюдатель», сокоординатор по Московской области

Екатерина Бирюкова, «Гражданин Наблюдатель», сокоординатор по Московской области

Матвей Петухов, «Гражданин Наблюдатель», координатор по Новомосковскому и Троицкому АО г. Москвы

Юлия Дрогова, член КС проекта «Гражданин Наблюдатель»

Ярослав Бабкин, член ТИК района Измайлово г. Москвы с правом решающего голоса

Михаил Шнейдер, член КС проекта «Гражданин Наблюдатель»

Инна Куртюкова, член КС проекта «Гражданин Наблюдатель»

Алексей Кожухов, член УИК с правом решающего голоса, «Гражданин Наблюдатель», Московская область

Андрей Скороход, движение «СОНАР», координатор по Московской области

Кирилл Крючков, «Гражданин Наблюдатель», наблюдатель, лектор

Владимир Егоров, «Гражданин Наблюдатель» и «СОНАР», координатор района Дорогомилово г. Москвы

Михаил Тамм, сокоординатор по Центральному АО и координатор района Замоскворечье г. Москвы, заместитель председателя УИК

Илья Щуров, сокоординатор района Вешняки г. Москвы

Елена Баркова, сокоординатор по Северному АО г. Москвы

Григорий Толкачёв, сокоординатор по Центральному АО г. Москвы, координатор Обручевского района г. Москвы

Татьяна Ипатова, участник проекта «Гражданин Наблюдатель», г. Москва

Марина Кудрявцева, член УИК №445 г. Москвы с правом решающего голоса

Тамара Эйдельман, наблюдатель на президентских и муниципальных выборах 2012 г., г. Москва

Ольга Кортунова, участник проекта «Гражданин Наблюдатель», Одинцовский район Московской области

Владимир Шер, координатор Головинского района г. Москвы

Алексей Овчинников, координатор юридической группы в проекте «Гражданин Наблюдатель»

Татьяна Павлова, координатор Наро-Фоминского района Московской области

Ольга Селиванова, движение «СОНАР», координатор района Митино г. Москвы

Михаил Фингеров, нач. штаба дня голосования наблюдателей САО и ЦАО г. Москвы

Александр Смирнов, координатор по Северо-Восточному АО г. Москвы на президентских выборах 2012 г.

Михаил Транквилицкий, участник проекта «Гражданин Наблюдатель», поселок Шишкин Лес, Троицкий АО г. Москвы

Виталий Кольцов, наблюдатель, г. Москва

Денис Юдин, член ТИК района Беговой г. Москвы с правом решающего голоса

Дмитрий Ионов, член УИК №1690 г. Москвы с правом решающего голоса

Сергей Лебедев, сокоординатор по Северо-Западному АО г. Москвы, координатор Савёловского и Бегового районов

Олег Сидельников, «Гражданин Наблюдатель», координатор по Ярославской области

Дмитрий Данилов, участник проекта «Гражданин Наблюдатель», член ТИК района Восточное Дегунино г. Москвы с правом решающего голоса

Виктор Леваков, координатор Дмитровского района г. Москвы

Виктория Ивлева-Йорк, член УИК с правом решающего голоса, г. Москва

Татьяна Волкова, движение «СОНАР», сокоординатор по Западному АО г. Москвы

Марина Ефимова, член УИК с правом решающего голоса, г. Москва

Диана Хышова, «Гражданин Наблюдатель», координатор по Красногорскому району Московской области

Александр Иванов, член УИК №2422 г. Москвы с правом решающего голоса

18.3.2014