Защита фигурантов «болотного дела» намерена обжаловать вчерашний приговор в высших российских и европейских судебных инстанциях. Эксперты назвали жестоким вердикт Замоскворецкого суда, приговорившего накануне семерых из восьми участников акции протеста 6 мая 2012 года к заключению. Здание суда вчера находилось в тройном кольце оцепления полицейских. Несколько сотен протестующих, включая оппозиционеров Илью Яшина и Алексея Навального, были задержаны полицией. Вечером протестующие переместились на Манежную площадь.

После оглашения приговора пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил журналистам, что «болотники» могут рассчитывать на помилование: «Любой осужденный соответственно с нашим законодательством может обратиться к главе государства с просьбой быть помилованным».

«Их заявления будут рассмотрены президентом», – заявил Песков. Комментировать решение суда Песков отказался: «Мы никогда не комментируем решения суда. Это решение такое, какое есть».

Адвокат Ярослава Белоусова Дмитрий Аграновский подчеркнул, что обвинительная часть приговора построена только на показаниях полицейских. «Видеодоказательства, опровергающие слова стражей порядка, судья Наталья Никишина проигнорировала», – отметил адвокат Сергея Кривова Вячеслав Макаров. Доказательства невиновности, судя по тексту приговора, учтены не были, заявили сразу после вердикта адвокаты. Судья, однако, учла некоторые смягчающие обстоятельства – например, наличие у фигурантов дела малолетних детей и обострившиеся у подсудимых заболевания. В то же время, объявила Никишина, у каждого из них «возник умысел участия в массовых беспорядках и причинении насилия в отношении представителей власти».

Условный срок получила только Александра Наумова (Духанина) – три года и три месяца без права смены места жительства. Фигуранты дела Ярослав Белоусов и Артем Савелов получили по два с половиной года. Степан Зимин, Денис Луцкевич и Алексей Полихович – по три с половиной года. Самое суровое наказание – четыре года колонии – досталось Сергею Кривову. Участники процесса назвали такую строгость местью судьи за поведение последнего на процессе – тот объявлял голодовку и неоднократно обвинял следствие в фальсификации доказательств.

У Савелова и Белоусова есть шансы выйти на свободу несколько раньше остальных, поскольку, отсидев половину срока, они имеют право запросить условно-досрочное освобождение. Оба находятся под стражей с июня 2012 года. «Мы воспользуемся такой возможностью», – говорит «НГ» защитник Белоусова Аграновский. Впрочем, сначала приговор должен вступить в законную силу. Адвокаты всех заключенных заявили о намерении подать апелляцию на приговор во все вышестоящие суды – сначала российские, а затем и в Европейский суд по правам человека. Напомним, там уже рассматривается ряд жалоб на незаконное преследование «болотников».

В зал суда, где оглашался вердикт, большинству журналистов и сочувствующих попасть не удалось. «Услышав сроки, ребята замолчали, на некоторое время ушли в себя», – сказал «НГ» отец Артема Савелова Виктор, его руки во время общения с журналистами заметно тряслись. Сидящие на скамье подсудимых нашли в себе силы порадоваться за Александру Наумову (Духанину), пришедшую в суд с вещами. «Я была готова отправиться ночевать в СИЗО, я до сих пор в шоке», – заявила она в беседе с «НГ».

Пообщаться с адвокатами и вообще остаться у суда удалось лишь нескольким десяткам журналистов. Несколько сотен сочувствующих, пришедших к суду утром, были выдавлены полицией на соседние улицы. Оттуда доносились крики «Выпускай!» и «Позор!». По данным на середину вчерашнего дня, число задержанных перевалило за 230 человек, включая Илью Яшина и Алексея Навального. Навального быстро отпустили, а Яшина доставили в ОВД и объявили, что будут судить. В итоге оппозиционера возили из ОВД Хамовники в Замоскворецкий суд и обратно для того, чтобы, по его словам, помешать явиться вечером на акцию протеста. Вечером многие протестующие намеревались переместиться на народный сход на Манежную площадь.

Эксперты разошлись в оценках приговора. Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков назвал приговор компромиссным, учитывая, что судья скостила срок, запрошенный прокуратурой (та просила от пяти до шести лет). «Приговор незаконный и позорный», – уверен адвокат амнистированного фигуранта «болотного дела» Николая Кавказского Вадим Клювгант. Он отметил, что срок в 4,5 г. для признавшего вину Максима Лузянина (больше, чем у остальных) станет уроком для пытающихся договориться с властью. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала приговор несправедливым: «На фоне того, что произошло в Украине, видно, что у нас никаких массовых беспорядков не было». Дмитрий Аграновский убежден, что осуждением «болотников» власть наносит себе большой урон: «Фигуранты дела боролись не против государства, а за честные выборы». «Закручивая гайки, власти рискуют сорвать резьбу, – добавляет сопредседатель Альянса зеленых и социал-демократов Геннадий Гудков. – Подавление мирного протеста всегда ведет к его радикализации». Сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов в беседе с «НГ» назвал приговор репрессивным и сфабрикованным: «Расцениваю его как месть и попытку всех запугать».

По мнению гендиректора Центра политических технологий Игоря Бунина, с точки зрения властей, нынешний приговор – относительно «травоядный»: «Я считаю его несправедливым, и фигуранты не воспринимают его как благодеяние. Но власти, похоже, несколько смягчили свою позицию на фоне общественного возмущения». Исходя из того, что приговор был перенесен, можно сделать вывод, что сроки планировалось озвучить более жесткие. Бунин не исключает, что фигуранты дела смогут выйти на свободу по УДО, да и слова Пескова можно расценивать как намек на возможность их помилования.

Алексей Горбачев, политический обозреватель "Независимой газеты"