Алексей Никольский
Светлана Бочарова
Екатерина Кравченко




Почти сразу после освобождения Юлия Тимошенко заявила, что будет баллотироваться в президенты Украины. Выборы Верховная рада назначила в субботу же — на 25 мая. На пост премьера, заявила Тимошенко, она не претендует.

С четверга, когда Виктор Янукович покинул Киев, Верховная рада большинством голосов восстановила конституцию 2004 г., освободила Тимошенко, отстранила Януковича, избрала своим председателем и утвердила и. о. президента ближайшего соратника Тимошенко Александра Турчинова, амнистировала участников протеста на площади Независимости, сняла силовых министров и назначила новых, отменила закон о двуязычии — но премьера, что было важным пунктом подписанного при участии Януковича, оппозиции и министров иностранных дел Франции, Германии и Польши соглашения, утвердить не смогла. Турчинов уже обещал, что это произойдет во вторник.

Премьер при Тимошенко


Кандидатами в премьер-министры могут стать председатель фракции «Батькивщины» Арсений Яценюк и предприниматель Петр Порошенко, считает политолог Дмитрий Понамарчук: пост премьера по конституции 2004 г. формально дает гораздо больше влияния, чем пост президента. В президенты же, скорее всего, будут баллотироваться Виталий Кличко или тот же Порошенко, но позиции последнего слабы — у него нет собственной политической силы, считает Понамарчук.

Завтра в Киев прибудет заместитель генсека ООН американец Роберт Сери и верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон, им надо будет предъявить кандидатуру премьера, утверждает депутат Верховной рады: Яценюк для Запада выглядит предпочтительнее, но, возможно, будет найден баланс, чтобы все посты не оказались у «Батькивщины».

Тимошенко контролирует партию и фракцию, крупнейшую в Раде, но премьер будет выдвинут от коалиции, переговоры о которой ведутся, говорит депутат «Батькивщины» Андрей Сенченко.

Кандидат в премьеры будет единым — за него проголосуют все представленные в парламенте силы, считает депутат партии «Свобода» Андрей Мищенко.

Отказ Тимошенко оставляет двух очевидных кандидатов в премьер-министры — Порошенко и Яценюка, говорит политолог Владимир Фесенко, а неформальная «майданная коалиция» в Раде соблюдает коалиционный принцип распределения постов и, если премьером станет Яценюк, его соратник по партии Турчинов должен будет покинуть пост председателя Верховной рады. Если же Турчинов сохранит пост, премьером должен стать Порошенко, уверен он. Фесенко согласен с Понамарчуком, что Кличко, вероятнее всего, будет баллотироваться в президенты, и предполагает, что партия «Удар» получит посты в правительстве. Маловероятно, что Кличко сам согласится принять правительственный пост, скорее такой пост примет лидер «Свободы» Олег Тягнибок — шансов победить на президентских выборах у него нет, уверен Фесенко.

За границей Тимошенко уже воспринимают как лидера Украины — несмотря на отсутствие у нее формального статуса. Вчера, например, канцлер Германии Ангела Меркель по телефону договорилась с ней о встрече в ближайшее время.

Председатель комитета Госдумы по информации Алексей Митрофанов говорит, что для России лидерство хорошо известной в Москве Тимошенко оптимально, с ней можно договориться по экономическим вопросам.

Турчинов лично предан Тимошенко и доказал это, Яценюк примкнул к партии Тимошенко позже Турчинова, но в обозримое время между ним и Тимошенко вряд ли возможен конфликт, говорят два депутата Верховной рады.

Депутаты Рады не опасаются, что лидеры самообороны майдана сорвут договоренности о разделе власти. «Правый сектор» признает Раду в качестве органа власти — все, что требовал майдан, выполнено, говорит Сенченко. Это не партия, а сплоченная, яркая, но небольшая организация, похожая на организацию «Пора!», получившую известность в 2004 г., — та стала политической партией, но ни одних выборов не выиграла, напоминает Понамарчук.

Что ждет юг и восток


На юге и востоке Украины, где были сильны позиции Партии регионов, выдвинувшей Януковича, и где Янукович скрывается, есть все шансы избежать серьезных столкновений. По словам менеджера крупной промышленной компании Запорожской области, вчера представители местного майдана зашли в областную раду и администрацию и потребовали отставки их руководителей, после чего с участием местных элит стали обсуждать вопрос, кого из немногочисленных (четырех) местных депутатов от оппозиции следует назначить спикером областной рады. Местная элита надеется, что затем из местных оппозиционеров будет выбрана кандидатура нового губернатора, которую и предложат в Киев, чтобы избежать назначения революционного «комиссара».

В Харькове, где в субботу собрался съезд депутатов юго-восточных регионов, сепаратистских заявлений не звучало, говорит присутствовавший там член Совета Федерации Михаил Маргелов: депутаты выступили против гиперцентрализации власти, бюджета и процесса принятия решений, но были за единую демократическую Украину. По его словам, ни о какой поддержке, кроме моральной, со стороны России речь в Харькове не шла.

Украина и деньги


Украина — в преддефолтном состоянии: в 2014 г. ей нужно погасить $8 млрд, в 2015 г. — еще $9 млрд. Справиться собственными силами ей вряд ли удастся, считает Дмитрий Полевой из ING.

Из-за ухудшения ситуации на внешних рынках в 2013 г. экономика Украины осталась в стагнации, валютные резервы существенно сократились (до минимума с 2006 г. — $17,8 млрд), пишет ЕБРР, а курс гривны к доллару с начала года упал на 8%. Экономике не удалось достичь показателей 2008 г., инвестиции в 2013 г. падали, а повышение зарплат в госсекторе увеличило дефицит бюджета до 5% ВВП.

Если Украина обратится за помощью, МВФ будет готов к действиям, заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. ЕС предложит Украине значительную финансовую поддержку, размер оценивается, обещал комиссар Олли Рен.

«Подождем с покупкой евробондов [Украины], пока в этой стране не будет сформировано новое правительство», — сказал министр финансов Антон Силуанов.

Главным требованием МВФ к Украине прежде были экономические и политические реформы: фонд готов был выделять финансирование в обмен на преобразования, поэтому Киев и вынужден был обратиться к Москве. Янукович рассчитывал спасти экономику от коллапса на российские деньги, но события изменили конфигурацию, резюмируют аналитики Economist Intelligence Unit.