Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (932) от 25 января 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Как меня пытался застрелить сын главы

Анастасия ПОПОВА

БОЛЬШОЙ СКАНДАЛ В МАЛЕНЬКОЙ БУССЕВКЕ
…Игорь Вихристенко выехал на поле, где паслись его кони. Было около двух часов ночи. Игорь увидел трактор главы района, а на нём сына главы Дениса Гроданова и Ивана Чауса, сына важной фигуры в муниципалитете. Игорь попросил парней покинуть поле. Но они достали карабины и пообещали сделать из него решето…

Поссорились из-за жалобы на главу

Село Буссевка Спасского района из тех, где все друг друга знают. Численность – около 600 человек. Игорь Вихристенко был знаком с главой поселения Николаем Гордановым, с его сыновьями. Даже сохранял дружеские отношения.

С семьёй Чаусов, довольно влиятельной на селе, семья Вихристенко никогда не дружила. Иван Чаус практически нигде не работал, его отец, ныне покойный, возглавлял местное ГИБДД, мать – депутат муниципального комитета, сестра и муж сестры работают в милиции.

С Чаусами Игорь Вихристенко испортил отношения около года назад. Как он рассказывает, была какая-то свадьба, кто-то из Чаусов сильно перебрал, сел за руль, совершил наезд на троих лошадей Вихристенко. Удар был такой силы, что животным оторвало и переломало ноги. Пришлось всех троих отправить на мясо. На машине – вмятина буквой «г». Чаусы попытались «по-мирному» добиться с Вихристенко компенсации за то, что его лошади, якобы, ходят не там, где надо, и стали виновниками аварии. Игорь их послал… в правоохранительные органы.

– Мне самому они нанесли ущерб на 120 тысяч рублей. Я им говорю: «Что ж вы в ГАИ не обратились, давайте разбираться, как положено», – вспоминает Игорь.

На этом конфликт замяли – ни одна, ни вторая стороны никакой компенсации платить не стали.

С тогда ещё главой, Николаем Гордановым, Игорь Вихристенко испортил отношения позже. «АВ» уже писали, как в Буссевском сельском поселении, в которое помимо самой Буссевки входят ещё ряд сёл, нет Дома культуры – молодёжи собраться негде, распродаётся муниципальное имущество… Местный депутат от КПРФ, активист Виктор Чуднов решил указать прокуратуре на откровенные бесчинства главы поселения Николая Горданова.

– Я боролся за то, чтобы был исполнен 131 закон. По этому закону мы имеем право знать, куда идут деньги поселения, – говорит Чуднов.

Когда он поставил вопрос о том, чтобы глава поселения отчитался, на какие расходы будут пущены бюджетные средства 2010 года, муниципалитет поселения выпустил газету. Официальный тираж – 100 экземпляров. Неофициальный… Чуднов подозревает, что около пяти штук. Во всяком случае, в школе эту газету не видели.

– Я подозреваю, что прошлогодний бюджет был пущен на зарплаты муниципальным служащим, – говорит Чуднов.

Он решил собрать подписи, чтобы прокуратура проверила деятельность главы поселения. В основном среди подписавшихся были учителя, коллеги Татьяны Чаус.

– Игорь это сделал без всякой задней мысли. Просто к нему подошли, перечислили проблемы, спросили: «Ты согласен?» – «Да, согласен» – «Подпиши», – вспоминает Екатерина Вихристенко, жена Игоря Вихристенко.

Повестки в прокуратуру на допрос подписавшимся вручал сам глава.

– Он меня вызвал, спросил, зачем я подписался, были же нормальные отношения. Я ответил: «Но это ведь правда». Николай Горданов сказал, что оформил мне в аренду землю. Это его обязанность. А он считает, что справки и характеристики даёт он. Хочу – дам, хочу – нет. Царёк такой местный, – говорит Игорь Вихристенко.

У лошадей стали обнаруживать ранения

Его слова подтверждает Александр Дидаш, он говорит, что неделю ходил за характеристикой. Глава его футболил.

Отметим, что под пресс попал не только Вихристенко. Как говорит Чуднов, в прокуратуру вызывали многих. Тех, кого можно напугать.

– В прокуратуре с нами разговаривали, как с осуждёнными, всеми силами давали понять, что жаловаться не стоило, устроили что-то, похожее на допрос, – говорит активист.

После этого случая Игоря стали постоянно штрафовать за то, что его лошади якобы не там ходят или не там оставляют лепёшки. У него 120 голов, за всеми не уследишь. Кроме того, он нередко одалживает животных местным подросткам.

Летом Игорь стал замечать странные ранения у лошадей. Смотрит, кобыла пьёт, а в челюсти у неё дырка, из которой сочится вода. У другой кобылы была рваная рана на голове. Игорь считает, что такие ранения животные могли получить только от огнестрельного оружия.

Позже пришли покупать мясо. Игорь надеялся продать пять тушек за 120 тысяч, а смог продать только две и то уцененно. Покупатель обнаружил, что ноги лошадей прострелены. Лошадь может на ногах перенести выстрел, но внутри рана начинает гноиться и гнить, из-за чего животное спустя неделю, месяц или полгода погибает. Кроме того, Игорь не досчитался шести животных.

– Бывало и раньше, что животное, которое заболело, могло отбиться от табуна и умереть, но в таком случае, я вскоре находил трупы. Куда пропали эти шесть лошадей, я не знаю, – говорит Игорь.

Ночью 11 декабря Игоря разбудил его друг, Александр Дидаш. Он сообщил, что к полю ведёт тракторный след. Когда Игорь приехал на коне на поле, он увидел трактор Горданова. На нём были сын главы поселения Денис Горданов и Иван Чаус, в кабине находился водитель.

– Обычно включают фароискатель, когда охотятся, – говорит Александр Дидаш. – Только на этом поле охотиться не на кого – рядом тянут газовую трубу, зверь ушёл.

Игорь Вихристенко потребовал, чтобы парни покинули поле. Он официально арендует эту землю. Они стали хамить, кричать: «Да кто ты такой?» Слово за слово, парни достали карабины. Горданов сказал: «Мы из тебя решето сделаем». Вихристенко ответил: стреляйте.

– От них пахло. То ли пьяные были, то ли что… Но точно адекватно не соображали, – говорит Вихристенко.

Он стал на лошади пятиться от них, наклонился к водителю трактора, попросил отъехать, в общем, бочком, бочком ушёл. Парни погнались за ним, стали его подрезать. Еле убежал. Примерно в это время Игорю позвонил Александр, Вихристенко сообщил ему, что Горданов и Чаус младшие его только что чуть ни застрелили. Александр поспешил на помощь другу, решил его проводить, он увидел трактор.

– Позже оперативники пытались оказать на меня давление, запутать в показаниях. Спрашивают: «Может, вы ошиблись, может, это был не его трактор». Хотели, чтобы я засомневался. Может, неспециалист засомневался бы, а я тракторист, такой трактор с ковшом есть только у Горданова. – говорит Александр.

Игорь пришёл испуганный, рассказал жене о случившемся.

– Это мы, родственники, заставили его написать заявление, сам бы он не стал, – говорит Олег Лепёшкин.

Вихристенко думал, что можно будет потом отловить, надавать что одному, что второму. Нет. Его-то посадят. Он не сынок главы. А писать – не по-мужски как-то.

– Это хорошо, что они меня не застрелили. А если бы выстрелили? Закопали бы, и никто концов не нашёл, – возмущается Игорь.

Мать Чауса:

«Сын не воровал, его домогалась начальница»

Кроме того, про парней рассказывают всякое. Говорят, что многое себе позволять они начали не вчера и не сегодня. Чаус, кстати, имеет условный срок за то, что, будучи судебным приставом-исполнителем похитил 300 тысяч. Но делал он это во Владивостоке. В столице Приморья сестры, работающей в органах, у него нет. Видимо, некому отмазать.

Мать Чауса, Татьяна Ивановна, по поводу этого случая рассказывала жителям села, что бедного Ивана домогалась его начальница. А он ей отказал, вот та и подстроила. Женщины Буссевки смеются – Ивана Чауса красивым назвать сложно, вряд ли кто-нибудь стал бы так усердно строить ему козни.

Чаусу 25-27 лет, односельчане не могут сказать, где он работал (помимо того, что начудачил в качестве пристава). Держал киоск.

Однако борьба только началась. Позже обнаружилось, что человек, который прибился помогать Вихристенко, видел инцидент и дал показания. Через некоторое время приехали опера и сказали, что этот человек ранее судим и разыскивается за то, что якобы что-то украл в Спасске-Дальнем у человека, у которого жил десять дней.

– Этого не может быть, во-первых, в это время он уже жил у меня, во-вторых, я пробил через знакомых милиционеров: за ним числится только штраф за то, что он переходил дорогу, где не положено. Никакой судимости у него нет, – говорит Вихристенко.

Мне данный свидетель подтвердил и что видел это всё, и что никакой судимости у него нет. Екатерина Вихристенко написала жалобу на оперативников в прокуратуру. Те стали вести себя скромнее.

Знакомые милиционеры посоветовали спрятать свидетеля. Сначала этим делом занималась одна следователь. Её сменили. Следователь жаловалась на давление. Оперативные сотрудники проводили обыск и сначала ничего не нашли, потом нашли оружие.

Кстати, со следователем Вихристенко повезло. Дело поручили молодой девушке. Задора много, а связей в высших эшелонах поселковой власти, такое ощущение, что нет. Ольга Николаевна, следователь, долго стояла в коридоре, чтобы попросить своего начальника дать комментарий «АВ». Она сказала, что подозреваемые написали жалобу в прокуратуру на неё. Однако она не переживает. Главный свидетель защиты дал показания против подозреваемых. Ольга Николаевна переговорила со своим начальником о нашем визите и попросила нас войти. Но начальник МОБ Сергей Венедеркин таким уверенным в себе и неподкупным не показался. Вот наш разговор:

– Горданов и Чаус, которые предположительно покушались на гражданина села Буссевка, действительно сыновья Николая Горданова и Татьяны Чаус?

– У меня таких данных нет. С Гордановым знаком, его сына не знаю.

– Действительно ли в квартире одного из парней было найдено оружие?

– Не знаю. Это тайна следствия.

– У Чауса сестра работает в милиции?

– У нас в отделе не работает.

– Почему дело вёл один следователь, сейчас – другой?

– Вы в отпуск уходите? Вот и она ушла. (В коридоре мы видели и первого и второго следователя по этому делу, – прим. авт.)

– В связи с чем оперативные сотрудники искали ключевого свидетеля по этому делу?

– К оперативной работе я отношения не имею. Мы занимаемся мелочёвкой – бытовые преступления и прочее.

Если то, что говорит Вихристенко – неправда, почему юлит начальник МОБ Спасского района? Вы верите, что с Гордановым он знаком, а о проделках сына ничего не знает? Я не верю. Поскольку сами парни уехали во Владивосток, мы решили поговорить с Николаем Гордановым и Татьяной Чаус. Хотя в доме Татьяны Чаус на веранде горел свет, на лай собаки и бибиканье машины никто не вышел. А с Гордановым разговор был такой:

– Вашего сына обвиняют в том, что он угрожал оружием Игорю Вихристенко. Вашего сына сейчас в Буссевке нет, вы что-то можете пояснить?

– Я ничего не поясню. Идёт разбирательство. Предполагать я не имею правоа.

– Вам сын ничего не рассказывал?

– Я не готов сейчас комментировать.

Олег Лепёшкин, услышав «комментарий» Горданова возмутился: «К чему это он собрался готовиться? Возьми, да расскажи всё, как есть. Готовиться надо, когда собираешься стих рассказать или песню спеть!»

Вы думаете, бедные мальчики пошалили немножко, а теперь на них собак спускают? Это не так.

Как пояснила жена Олега Лепёшкина, Татьяна, она работает в школе вместе с Татьяной Чаус. Когда она подошла к ней и сказала, что проблему надо как-то решать. Татьяна Ивановна встала в позу: «Мой сын ничего не делал». Примерно так же отреагировали Гордановы.

Что будет дальше, сказать сложно. Горданов с 1 января перестал быть главой – поселение укрупнили. Власти у сельских нуворишей много, но не похоже, что их власть способна сломить следователя, который ведёт дело, и вездесущее общественное мнение. Парни, видимо, доигрались – Чаус может получить реальный срок, Горданов, скорее, условный, но надолго ли он будет оставаться условным?

Анастасия ПОПОВА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100