Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (931) от 18 января 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Как побороть коррупцию в России?

Беседовал Андрей ДУБРОВСКИЙ

Многие эксперты сегодня говорят о том, что коррупция в России приобрела характер национального бедствия и превратилась в реальную угрозу национальной безопасности нашей страны. По ряду оценок коррупционный оборот равен годовому бюджету РФ. Что такое коррупция? В чём её причина? И как с ней бороться? Именно на эти вопросы мы попросили ответить Евгения Александровича ЗОТОВА, координатора Приморского регионального отделения партии ЛДПР.

Так как партия ЛДПР постоянно выдвигает в Государственной Думе РФ очень большое количество законопроектов о борьбе с коррупцией, среди которых есть, зачастую, и довольно жесткие, например, лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев и депутат от этой фракции Сергей Иванов разработали законопроект о клеймении людей, осужденных за коррупционные преступления, по которому клеймо в виде буквы «К» размером 3 на 2 сантиметра предполагается наносить на тыльную сторону левой ладони взяточника.

– Добрый день, Евгений Александрович. Скажите, а что Вы понимаете под словом коррупция? Начнём с этого.

– Добрый день. Коррупция – это сложная макросистемная проблема. Коррупция бывает «верхушечная» и «низовая». Первая охватывает политиков и крупных чиновников, тех, кто принимает решения, связанные с государственными заказами, изменением форм собственности, налоговым и таможенным контролем, преимуществами в финансовой сфере и т.д. Вторая распространена среди чиновников рангом ниже, с теми, кто непосредственно общается с людьми. Собирает разного рода штрафы, выдает права, разрешает различные виды деятельности, распределяет жилищную площадь, контролирует пожарную или санитарную безопасность и т.д.

Эти два вида коррупции переплетаются через коррупцию «внутреннюю», когда чиновники подкупают друг друга.

В тоже время коррупцию нельзя сводить только к взяточничеству и мздоимству. Покупка голосов на выборах или использование средств из государственного бюджета в ходе избирательной кампании – это тоже коррупция. Нельзя видеть ущерб от коррупции лишь в разграблении национального богатства. Коррупция резко снижает эффективность экономики, усиливает социальное неравенство, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене, снижает политическую конкуренцию, приводя к разочарованию по поводу участия в выборах среди граждан, к нежеланию людей участвовать в разного рода политической активности (акциях протеста или борьбе против фальсификации выборов).

– Скажите, а Вы верите, что коррупцию в России можно побороть?

– Можно и нужно. В истории есть масса примеров, когда ситуация была ещё хуже, чем в России сейчас, но коррупция была побеждена. На ум приходят Гонконг в начале 70-х годов XX века и Грузия при Саакашвили, современная Грузия.

– Евгений Александрович, я вот опять о вере хочу спросить, а Вы верите, что ситуация в Грузии после революции действительно изменилась?

– Ну, тут это не вопрос веры. ВВП, про который так любят говорить у нас, в Грузии растет в среднем на 11-13% в год, средняя зарплата поднималась каждый год чуть ли не в 2 раза, доходная часть бюджета Грузии за последние 5 лет увеличилась в 4 раза. Такие цифры убеждают. При этом не будем забывать, что в Грузии нет такого количества полезных ископаемых как у нас в России. Есть и простые, понятные примеры: за год после войны в Грузии было построено жильё для беженцев из Южной Осетии, а деньги из государственного бюджета Российской Федерации на строительство жилья в Южной Осетии ушли в никуда, как обычно, в Чечне мы такое уже проходили. Или как Вам грузинские дороги, которым оказались не страшны даже наши танки! Вот какие надо строить дороги! Но такими они могут быть только если не воровать!

– А как, по-Вашему, удалось добиться таких результатов?

– Во-первых, за счёт общей демократизации. Только активное участие общественности способно изменить ситуацию. Если власть прозрачна и подотчетна народу, то это уже способно решить массу проблем. Если все ТВ-каналы контролирует государство, а на другие СМИ оказывает сильное давление – далеко в борьбе с коррупцией не продвинешься.

Во-вторых, можно выделить следующие шаги, которые сделали очень многое для изменения ситуации в Грузии: сокращение количества видов деятельности, требующих получения лицензии, с 909 до 144, плюс введение очень жестких сроков на рассмотрение заявки (в Грузии, если заявка не отклонена в положенный срок, то она принимается автоматически). Упрощение налоговой системы – из 22 налогов, существующих 5 лет назад, в Грузии к 2012 году их останется лишь 4! Отмена большей части квот и пошлин на импорт и экспорт. Чистки и омоложение в правительстве – сейчас в правительстве Грузии лишь двое человек старше 40. Большинство поверило в неотвратимость наказания за коррупцию, когда очень многие, кто был до поры до времени неприкосновенен, получили по заслугам.

Если говорить про Гонконг, то там были несколько другие шаги, например, создавался специальный орган для борьбы с коррупцией. Но суть та же: общая демократизация и передача ряда функций государства гражданскому обществу. Например, там были созданы районные советы.

– Это всё очень глобально, а какие шаги, например, можно предпринять у нас в Приморье?

– Во-первых, вернуться к рассмотрению вопроса о создании Общественной палаты в Приморском крае на компромиссной основе: сократив расходы на обеспечение работы, но в то же время, обеспечив необходимый минимум финансирования из краевого бюджета. Аргумент о том, что если «Общественная палата будет финансироваться из краевого бюджета, то она будет зависима от администрации», я не приемлю, так как сейчас, практически все выборные должности также финансируются из краевого бюджета, плюс частный капитал будет оказывать ещё большое давление на членов Общественной палаты.

Власть нуждается в контроле, законы, которые влияют на жизнь всего Приморского края, не должны приниматься в кулуарах, они должны проходить общественную экспертизу. Темпы развития Приморского края ощутимы, но важно ещё и качество этого развития. Качественным развитием можно назвать лишь те перемены, которые несут плоды большинству населения. При решении государственный задач не должен быть забыт простой житель Приморья. Приморье должно быть комфортным для большинства его жителей.

Общественная палата может способствовать развитию гражданских инициатив, которых не стоит бояться, так как чем большее число проектов увидит свет, тем развитие станет более качественным. Китайская пословица гласит: «Чем больше удочек ты забросишь, тем больше рыбы ты поймаешь». Чем больше будет выработано рекомендаций и инициатив, тем больше инструментов будет у власти для улучшения жизни простых жителей.

Во-вторых, хотелось бы, чтобы деятельность органов власти была более открытой, чтобы жители могли видеть в СМИ и на сайте Законодательного собрания те законопроекты, которые будут внесены на обсуждение, чтобы каждый житель смог поучаствовать в обсуждении, чтобы могли проходить открытые дебаты по этим законопроектам. Сейчас подобный опыт уже существует как на федеральном уровне, где обсуждается новый закон «Об образовании», так и на краевом уровне, где, например, обсуждался закон «О молодежи», но этого мало – необходимо обсуждать больший круг вопросов, чтобы в нашем крае жители были уверенны в завтрашнем дне и знали, что они могут положиться на власть.

– А от деятельности конкретных людей, облеченных властью, что-нибудь зависит?

– Конечно, зависит. Например, многие депутаты Законодательного собрания Приморского края показывают, что они сами погрязли в коррупции, не буду напоминать, что почти на четверть из них были заведены уголовные дела. Хотя часто можно говорить и об обычном попустительстве некоторых депутатов, например, при коррупции в государственных закупках и заключении государственных контрактов. Как у нас в Приморье бывает: приняли программу – провели конкурс на проведение какого-нибудь мероприятия – а дальше сплошные вопросы. Хотя стоило депутату прийти на это мероприятие, и сразу бы он мог оценить расходы на его проведение или вообще увидеть, что запланированного события нет, у нас в Приморье бывает и такое. Необходимо усилить контроль над расходованием бюджетных средств и качеством оказания услуг, сделать многие процедуры более прозрачными. Чиновники обязаны предоставлять любую информацию журналистам по их запросам.

– И опять в завершении нашей беседы я хочу спросить о вере: Евгений Александрович, а в Приморье можно искоренить коррупцию?

– Я верю, что ДА! Если бы я не верил, то не вступал бы в своё время в ЛДПР, не становился бы лидером партии в Приморском крае, не боролся.

Беседовал Андрей ДУБРОВСКИЙ


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100