Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (931) от 18 января 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Власть – это странная и случайная вещь

Юрий БОЛТЕНКО

Была в истории развития человеческой цивилизации такая империя как Византийская. Она просуществовала больше тысячи лет. Этим могут похвастаться не многие цивилизации, а тем более империи… Вот Египет еще только, да разве Китай.

Так вот, император Византии на парадных выходах нес в руках мешочек… с прахом. Рядом с ним шел человек, который говорил ему: «Помни о смерти!» При коронации ему должны были показать горшок с человеческими костями и предлагали выбрать мрамор для будущего саркофага. Это для того, чтобы он не возносился. Византийский император всякую секунду должен осознавать, что его власть – это странная и случайная вещь!

Согласитесь, что атрибуты власти древней Византии были бы весьма уместны в современной России. У нас что ни глава маломальского городка, то уже второй после Бога! И тому есть свои причины, в которых мы и попробуем разобраться.

Дозволено лишь то, что подобает

Сегодня в России местное самоуправление, как церковь – отделено от государства.

Как одна из предусмотренных Конституцией форм народовластия, местное самоуправление – это самостоятельный уровень власти, не зависимый от государства и реализующий свои задачи, такие как:

1) преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного значения;

2) обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для всех желающих;

3) осуществления взаимодействия с другими сообществами.

В Законе 2003 года четко разграничены полномочия в системе органов местного самоуправления.

Такая, казалось бы, самостоятельность от государства и управления им вертикалью власти должна была дать положительные результаты в деле участия населения в решениях вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, например, городских округов. А получается прямо наоборот!

Возьмем, для примера, кадровую политику в органах власти местного самоуправления.

«Каждая кухарка должна уметь управлять государством»…

На самом деле Ленин говорил не так: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством… в состоянии только богатые или взятые из богатых семей чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами… чтобы… к обучению этому начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Обучать делу государственного управления! Сначала обучать делу, а затем управлять!

Сегодня стало фабулой, когда на выборах градоначальника побеждает кандидат с биографией среднестатистического человека, закончившего институт времен СССР. В этот город он приехал за полтора года до выборов. Cкажите, мог иногородний человек за полтора года заслужить всенародную любовь, чтобы уже в первом туре победить на выборах мэра? При том, что он чурался общения с прессой, был не публичным человеком и о его существовании большинство горожан узнали только во время предвыборной агитации? Конечно, нет!

За такими кандидатами, как правило, стоят вполне определенные финансово-промышленные группы, заинтересованные в его победе на выборах. Они вливают огромные деньги в предвыборную кампанию своего кандидата, заручаются поддержкой административного ресурса власти вышестоящего уровня и, как правило, выигрывают. В дальнейшем эти группы становятся очевидны сразу же после официального вступления выигравшего кандидата в должность мэра. Представители финансово-промышленных групп занимают ключевые должности в администрации города – заместителей мэра, начальников управлений и отделов. Им теперь необходимо, как сейчас модно говорить, отбить деньги, вложенные в кандидата и преумножить свои капиталы через перераспределение муниципальной собственности, земли, бюджетных и административных ресурсов и т.д.

О каких-то принципах, проверенных временем и опытом, правилах кадровой политики и уж тем более о научных подходах здесь говорить не приходится. Люди назначаются по принципу кумовства. Глава муниципального образования ограничен в самостоятельности решений и чрезмерно зависим от вложивших в его выборы групп. Через короткое время начинается кадровая чехарда – одни сменяют других потому, что на кого-то возбудили уголовное дело, кто-то завалил работу в своем направлении, кто-то не устроил одну из группировок, «крышующих» главу, кто-то сам вовремя понял, что надо уходить, пока не посадили. Напрочь извращаются три основные задачи местного самоуправления. Более того, политической элите на местах становится невыгодным привлекать к участию в самоуправлении население, даже через выборы в местный орган представительной власти – думу. Посмотрите, кто сегодня становится депутатом? Это, как правило, предприниматель, входящий в одно из «авторитетных» сообществ. Представительные органы местного самоуправления, по факту, сегодня не представлены даже некоторой частью всех социальных слоев населения. Отсюда и отсутствие строгого и принципиального контроля над городским бюджетом, соглашательство в принятии нормативно-правовых актов, бесконтрольность за деятельностью городской администрации. И, как результат – полная апатия населения в участии решения проблем местного значения! Именно эта-то апатия на самом деле и нужна сформировавшейся в городах и весях политической и бизнес элите.

Отстранение общественности от управления социально-экономическими процессами, подавление в зародыше ее активности и, вместе с тем, собственная неподготовленность, безграмотность и узость интересов, направленные только на обогащение личное и своего конкретного сообщества, приумножение капитала, порождают коррупцию, круговую поруку, в которую втягиваются и силовые органы и органы государственного контроля. В конечном счете, всё это приведет к социальным потрясениям в той, либо иной форме! Причем, пострадают все – как общество, так и органы управления!

Что делать

Общество, как и любой другой живой организм, должно пройти определенные стадии своего развития. Оно (общество) должно осознать необходимость своего главенствующего участия в процессах формирования и контроля над деятельностью органов местного самоуправления. И в этом процессе в обязательном порядке должно помогать государство – направлять и координировать (в форме создания необходимого правого поля).

Юрий БОЛТЕНКО, доктор юридических наук, специально для газеты «Арсеньевские вести».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100