Экономика
Воинствующий непрофессонализм
Владимир Кададов, Марина ЗАВАДСКАЯ
Домик у моря
Три месяца назад в «АВ» была опубликована статья «Меня вам назначили». В которой, как мне кажется, в оскорбительных для предприятия выражениях, ведется речь о «Восточной строительной компании», руководителем которой я являюсь.
Ответ Кададову от «АВ»
О выходе материала узнал с большим опозданием. Не все читают «Арсеньевские вести». Поэтому отвечаю сейчас.
Напомню факт: ВСК выиграла открытый конкурс, объявленный городом, на управление несколькими многоквартирными домами. В том числе домом 5 в тупике Шевченко, в районе ТЭЦ-1. К этому факту «АВ» примешали домыслы, недостоверные сведения и слухи.
Дело, видимо, в следующем. Во время коммунальной реформы неприкаянными оказались небольшие жилые дома старого фонда. Крупные УК не хотят их обслуживать: работы много, сборы невелики, проблем множество. В такой оборот попал и дом 5 из тупика Шевченко.
Дом много лет был ведомственным, любую проблему летучие рембригады электриков, сварщиков, сантехников решали вмиг. А район был очень хорошим – со временем, в 70-е – 80-е часть квартир в тупике даже скупили моряки торгового флота, продавцы ювелирторга, таксисты и официанты.
В перестройку все пошло крахом – дом, который энергетики передали муниципалитету в пору безденежья, захирел и чуть не упал набок! Получившая дом в управление УК «Эгершельд» несколько лет возилась с ним по остаточному принципу. Сборов с 22 квартир едва набиралось на полушку, а проблем только с крышей сразу обрисовалось на рубль! Однако со временем у домика близ моря появился и еще один, неофициальный «хозяин» – старший по зданию Анатолий Корж, механик-отставник загранплавания.
Здесь следует сказать про СНиПы – требования руководящих документов, касающиеся ремонта жилья и коммунальных сетей городского хозяйства. Корж СНиПы изучил – а затем, понукая ими, как вожжами, заездил претензиями город.
Например, крыша. Ремонтировали ее несколько раз, да не без мелких недоделок. Кои бдительный Корж тщательно выявлял – и нес в суд как доказательство некачественного ремонта. А суд у нас – тоже люди. Решение судейскими людьми принималось в пользу пострадавших жильцов, причем, как говорят, козырявший именами журналистов, прокуроров и генералов Корж еще и себе отсуживал немалые деньги за моральные страдания!
И снова начиналась очередная бодяга. Надолго отключались вода, свет, канализация, в подъездах заводились плесень и грязь – но это было Коржу без разницы. Заодно с крышей пенсионер выбил из бюджета города ремонт фасада, электросети, приведение в порядок придомовой территории – и уж начал напрягать внутриквартирным ремонтом. Но коммунальщики эдакой халявы за счет соседнего жилья не вынесли – и порвали с тупиком Коржа все отношения.
Однако здание не может быть бесхозным – закон не позволяет. Жильцы меж тем не думали создавать ТСЖ или другой орган самоуправления (во всяком случае, никаких документов о нем до марта 2009 года никто никуда никогда не представлял). Даже Коржу было понятно, что за 15-20 тысяч рублей на содержание дома Нотр-Дама не отгрохаешь, хватило бы на вывоз мусора. Где уж тут содержать бухгалтера, электрика, сантехника...
Жильцы тупика в период с 2005 по март 2009 года так и не выбрали способ управления домом. Мэрия в полном соответствии с законом взялась за вытягивание дома из мусора сама, объявив конкурс на управление, который выиграла «ВСК». Кстати, заканчивался он в праздничные дни первой декады марта, поэтому в документах обозначилась «датская» нестыковка. Которая объясняется элементарными переносами рабочих дней, а не «черными замыслами» мэра!
«АВ» верно подметила – не дрались УК за честь наводить порядок в скандальном тупике! Платежи невелики и крупным «управляйкам» домики у моря не интересны. Что, вероятно, очень сильно обидело Коржа – как всякая девушка на выданье мечтает о принце на белом коне, так и отставной механик считал, что меж УК города начнется драка за право подметать дворик тупика.
Но не пошли в тупик большие «управляйки», да и небольшие компании интереса к скандалисту и его дому не проявили. В конкурсе приняли участие две компании, до финала конкурса добралась одна «ВСК». Такова печальная, но истинная, не приу-крашенная газетой картина... «ВСК» – как строительная компания хорошо известна на рынке. Опыт управления жилфондом у нас невелик, но работаем вполне успешно. Ремонтируем, благоустраиваем, запускаем лифты, мусор вывозим – круг обязанностей и обязательств выполняем.
Выполняли бы и в тупике – но решение администрации Владивостока, очевидно, не устраивает «старшего по зданию»! Возможно, из-за того, что, по моей информации, им готовится судебный процесс против очередных недоделок. А это же снова моральные издержки и их оплата, это возможность на халяву произвести за счет других горожан ремонт дорожающего вследствие растущей капитализации здания, это – будем говорить прямо – растущая цена квартиры Коржа! Именно за счет растущего в цене домика в тупике, затягивается ремонт в гостинках отдаленных районов, да и в других домах тупика Шевченко. Собранные их жильцами деньги решением суда перенацеливаются на «евроремонт» крыши и фасада тупика, который сегодня выглядит, как принц среди грузчиков! Что касается «ВСК» и ее захода в тупик. Мы работаем на строительном рынке много лет, на нашем счету десятки отремонтированных зданий – радоваться нужно, что пришли знающие люди! Но когда «ВСК» начала разносить по квартирам проект типового договора на обслуживание, именно Корж и несколько его (хочется верить, добровольных) помощников не дали жильцам предлагаемый нами договор даже прочитать!
Газета пишет, что меня, мол, «застукали за раздачей договора»! Уважаемые, вы совсем закона не знаете? УК ОБЯЗАНА раздать жильцам своего дома договор. ОБЯЗАНА! А вот кто обязал жильцов «стучать» – уж не Корж ли, как говорят, имеющий отношение к ФСБ РФ?
Мы просто обязаны как победители конкурса зайти в дом, подписать с владельцами квартир договор на обслуживание. После чего вывозить мусор, убирать территорию и подъезды и т.д. – все по установленным городом расценкам, а отнюдь не за бешеные, как уверяет «АВ», деньги.
Я действительно пришел по приглашению жильцов на встречу с ними. Но Корж зачем-то (как в достопамятном 1937-ом) требовал быстро и четко «доложить о себе», предъявить полномочия, показать паспорт. И все это время непрерывно обвинял мэрию и УК в попытках захватить жилье и землю.
Лично у меня создалось впечатление: Корж боится, что с собственниками жилья будут говорить люди, понимающие, как минимум, не меньше... А они сумеют объяснить жильцам – к чему на самом деле стремится их старший по зданию?
А желание его, я так понимаю – взять жилой дом из тупика в собственное управление пусть даже путем формы самоуправления. С помощью доброхотов из «АВ», видимо, создать себе славу заступника. Замутив людям мозги, может быть, оформить в свою собственность территорию тупика, коридоры и подъезды – есть же пример уже выгороженного в здании «типа офиса» Коржа. А потом продать или сдать в аренду – спрос на землю вблизи моря у нас в краевом центре огромный! Могу предположить, что появился покупатель со связями, для которого Корж, возможно, и «подтягивает» товарный вид здания и приращивает территорию.
Наверное, причина противостояния Коржа с властью понятна не только мне, но и некоторым жильцам здания. Не оттого на собрании Корж не смог предъявить свои полномочия, не захотел или не смог дать «ВСК» письменный отказ от услуг – может, на самом-то деле ему не доверяют? Зато сумел через вашу газету навешать на меня, УК, администрацию Владивостока и решение правительства всех собак и много-много грязи. Честь, смыть которую с нас я представил вашей газете.
Владимир Кададов.
ОТВЕТ КАДАДОВУ ОТ «АВ»
Да, честь – это святое. В том числе «честь, смыть которую». Почему бы не смыть? Да легко!
Итак, в чем Владимир Кададов упрекает Анатолия Коржа? В том, что Корж изучил СНиПы.
СНиПы – это «строительные нормы и правила». Например, нормы, которым должна отвечать крыша. «Ремонтировали ее несколько раз, да не без мелких недоделок». Какие могут быть недоделки при ремонте крыши? Да разные… Например, после ремонта крыша продолжает течь. Подумаешь, мелочь! А этот Корж, негодяй такой, судится с недодельщиками и требует, чтоб крыша соответствовала норме. То есть не текла.
И тут мы наблюдаем взгляд на проблему с противоположных сторон. Потребитель (жилец дома) требует, чтобы ремонт крыши был выполнен качественно. Ничего сверхъестественного, просто в соответствии со СНиПом. Это его законное право, и суд – на его стороне (а не потому, что «суд у нас – тоже люди»). Строитель, ремонтирующий крышу, делает свое дело некачественно, то есть не в соответствии со СНиПом. Причем повторяет это шесть раз – именно столько раз Корж заставлял переделывать ремонт (каждый раз по суду). Возмутительно? Ну еще бы! Но потребитель возмущается тем, что строитель (цензура) не в состоянии нормально сделать свою работу, а строитель возмущается тем, что потребитель (цензура) не хочет хавать, что дают.
Причем когда строитель идет к стоматологу и получает пломбу «не без мелких недоделок» (зуб под пломбой болит от горячего и холодного, десна опухает, пломба крошится, ну и прочие мелочи), он возмущается как потребитель, требует качественную работу за свои деньги и грозит обратиться в суд. А если пломбу ему будут переделывать шесть раз – как он себя почувствует? Поверит объяснениям врача, что он, зарвавшийся пациент, хочет халявы за счет соседей по очереди?
Непрофессионалов нынче много развелось. В одном из округов Москвы проведен был конкурс слесарей-сантехников. Профессиональный конкурс. Надо полагать, лучших по профессии. Так вот из 13 собранных унитазов протекли 5. А батареи – все. То есть все протекли! Профессионалы не сумели установить ни одной батареи без протечки.
В чем причина такого падения профессионализма? Считают, что причина в разрушении системы профтехучилищ. А в чем причина падения профессионализма управленцев? Считают, что в отсутствии конкуренции. Конкурс, в котором побеждает единственный участник… Это не конкурс. И ожидать от единственного участника нечего.
Да и от тех, кто проводит такие конкурсы, тоже нечего ожидать. Разве что «датских нестыковок». Причем ошибившиеся ничуть не смущены. Подумаешь, не ту дату поставили!
Единственное, что управленцы-непрофессионалы выдают на-гора в огромном количестве – дутый пафос и демагогия. «Мэрия в полном соответствии с законом взялась за вытягивание дома из мусора сама»! «Именно за счет растущего в цене домика в тупике затягивается ремонт в гостинках отдаленных районов, да и в других домах тупика Шевченко»!
А между тем, сами цены задирают. Сравните две квитанции. Та, где цены чуть ли не вдвое выше, изготовлена «победителем конкурса». А та, где цены ниже, рассылается компанией, которую выбрали сами жильцы.
Неправда, что жильцы дома №5 по переулку (кстати, это переулок, а давно уж не тупик) Шевченко так и не выбрали способ управления своим домом. Выбрали и оповестили об этом горадминистрацию, как и полагается по закону. Это «Жилищная реформа» (директор Казаченко).
Проблема в том, что «Жилищную реформу» (и самого Казаченко) управляющие компании не любят. Много в городе говорят плохого про компанию и ее директора (и очень часто за дело). Но те дома, которые сознательно подошли к проблеме сохранения своего дома и правильно выстроили отношения с «Жилищной реформой», на нее не нарадуются.
Халяву все любят. Но иметь дело есть смысл только с теми, кто, услышав от жильцов твердое «Халява ноу!», принимают предложенные правила игры и работают честно и качественно.
Вот это мы настоятельно рекомендуем и Владимиру Кададову и его «Восточной строительной компании».
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: