Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (850) от 1 июля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Ремонт в квартире становится привилегией

Анастасия ПОПОВА

Вы думаете, ЕГЭ и поднятие пошлин – единственные неадекватные нововведения нашей власти? Хе-хе. Разбежались. Новым постановлением поставщики строительных материалов Приморья поставлены в такое положение, что скоро человеку невысокого или среднего достатка невозможно будет поклеить обои...

1 мая 2009 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 241 от 17.03.2009 «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Корреспондент «АВ» беседовала с поставщиком строительных материалов о том, чем это постановление грозит малому и среднему бизнесу и потребителю, то есть нам.

У Ивана Ивановича (назовём его так) фирма, в которой работает чуть менее 20 человек. Компания специализируется на ввозе стройматериалов. С 1 мая и по сегодняшний день фирма простаивает. Виною этому сертификаты, которые теперь, непонятно зачем, должны получать поставщики. Стоят они 200-250 тысяч рублей. Выдаются на год – три года на один вид товара.

– Стоимость сертификата – 250 тысяч рублей – чрезвычайно высока по сравнению со стоимостью материалов. Я не зарабатываю 250 тысяч рублей. Я должен ввезти большой объём партии, не заработав ни копейки, только для того, чтобы его окупить, – говорит Иван Иванович. – С учётом того, что в конце марта принято, а в мае вступило в силу Постановление правительства, мы понесли большие убытки. Некоторые виды товаров мы закупаем под заказ, и за месяц ты не можешь ни отказаться от заказа, ни приостановить выход, потому что заводу негде хранить материалы. Многие компании получили дополнительные расходы и убытки. Убытки – по 15-30 тысяч рублей на контейнер. Из-за этого цена на стройматериалы может подскочить на 15-20 процентов.

В Постановлении правительства говорится о необходимости сертификации практически всех строительных материалов. Старыми законами и постановлениями правительства было оговорено, какие материалы нужно сертифицировать, а какие – нет. Сейчас нужно, наверное, 90 процентов.

– Есть продукция, которую нет необходимости сертифицировать. Например, ламинат. Он делается из дерева и картона, он по определению горючий, нет смысла получать на него пожарный сертификат, если человек, который покупает его, отдаёт себе отчёт: он горит. И группу горючести определять бессмысленно. Используется ламинат, как правило, в квартирах, в лучшем случае, в офисах. Его не кладут в кинотеатрах, гостиницах и т.п. – говорит Иван Иванович.

Оговоримся, что есть абсолютно идентичные на вид материалы, их даже специалист не различит, но при этом одни легко горят, другие – нет. Иван Иванович приводит в пример дом на Эгершельде, который горел. Материал завезли как негорючий, а он оказался горючим. Для такой группы и нужны сертификаты. Но они существовали и ранее. Иван Иванович получал такие документы, когда продавал теплоизоляцию.

– Если у меня не была определена группа горючести для этих материалов, я проигрывал как продавец. Я привозил продукт, для того, чтобы успешно его продавать, нёс в лабораторию, чтобы получить заключение или пожарный сертификат. Все расходы на его получение, включая поездку в Москву и прочее, в последний раз мне обошлись в 69 тыс. рублей, а новый сертификат в 200 тыс. рублей.

Но на это я шёл осознанно. Если у конкурента был сертификат, а у меня – нет, покупатель говорил: «Тогда я куплю у вашего конкурента». Он мог продать материал, а я – нет.

Добровольный сертификат делали, когда участвовали в тендере, это давало шанс выиграть. Без сертификата к участию могли вообще не допустить. И 90% поставщиков старались сертифицировать товар на пожарную безопасность. К этому нас вынуждали законы бизнеса, а не Постановление правительства, – говорит Иван Иванович.

По его мнению, сертификаты – залепуха. Если в сертификате бумажных обоев будет указана высокая группа горючести, они от этого не станут ни менее бумажными, ни менее горючими, а следовательно, не станут более качественными, зато здорово подскочет их цена.

Кроме того, уже сейчас специалисты интересуются: «Какие качественные характеристики вам указать?» И что мешает Ивану Ивановичу попросить, чтобы написали: ввезённые им обои не горят, а далее продавать бумагу с картинками как негорючий материал? Или что мешает сделать сертификат на хороший дорогой негорючий материал, а ввозить по этому сертификату какую-нибудь дешёвую легковоспламеняющуюся ерунду, которая стоить будет больше, чем стоил до постановления правительства хороший сертифицированный материал.

Сертификат делается за неделю (а сюда входит время отправки материалов в Москву, проведение опытов и т.п.) а за столь короткий срок это сделать в принципе невозможно. Когда Иван Иванович делал сертификат на напольное покрытие (тот, который стоит 69 тыс. рублей), на это ушло полтора месяца. Быстрее опыты не проводятся.

– Доходит до смешного. У меня в каталоге одинаковые виниловые обои двух производителей. И я должен получить два сертификата, то есть заплатить 400 тысяч рублей, – недоумевает Иван Иванович, – а если у меня три, четыре, пять производителей?

Логика правительства вообще не ясна: в список подлежащих сертификации товаров попали обои, древесно-стружечные плиты (которые не горючими не бывают), зато не попали краски (а они, как раз, могут быть разными).

Итог... Стоимость дорогих материалов, конечно, увеличится, но не так сильно, как дешёвых. И если дешёвые обои станут стоить почти столько же, сколько и дорогие, то какой смысл их везти? Поставщики будут везти дорогие, а баба Маша с какого-нибудь Чуркина или студенты из общежития не смогут сделать ремонт, ведь если раньше они могли купить дешёвые или дорогие стройматериалы, то теперь – или дорогие, или дорогие другого цвета.

– Я за свой китайский ламинат могу отвечать, он ничем не хуже ламината, который продавался здесь по более высокой цене. А сейчас этот ламинат мне выгоднее купить в Москве с учётом расходов по сертификации, – говорит Иван Иванович.

Он не понимает, какую цель преследует правительство? Кого защищает этими сертификатами? Понятно, для кого ввели повышение пошлин, – чтобы защитить «российский волокуше-пром».

– Не производится у нас ламинат. Особенно на Дальнем Востоке и до Урала. Его делают в Китае, Корее, Японии. Для чего это всё? Чтобы расчистить рынок, убрать малый и средний бизнес? Улучшить ситуацию крупным поставщикам? У нас же всё делается под благовидным предлогом. Пожары стали возникать... Когда на путях эвакуации запрещено использовать те или иные материалы, это вопрос не к поставщикам. Любой объект принимает государственная комиссия. Вот пусть чиновники и задают вопрос: «Почему у вас в проекте заложен керамо-гранит, который не горит, а на путях эвакуации лежит ламинат?» Не принимайте такие объекты. И смысл сертификации отпадает, – говорит Иван Иванович.

А мне кажется, у Путина идея фикс – закрыть границы и вернуть социалистический строй, но уже с лицом нечистоплотных олигархов и чиновников-троечников, которые издают постановления, не владея ситуацией в отрасли.

Анастасия ПОПОВА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100