Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (845) от 27 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Замужем за мигрантом. И счастлива

Анастасия ПОПОВА.

Какая у приморской женщины самая большая проблема? Мужчин нет. На работе коллектив бабский, в театрах, клубах, университетах одни девчонки. А мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Китая, Вьетнама и др. как кандидатов в потенциальные мужья мало кто воспринимает.


Фото Анастасии ПОПОВОЙ

Звонит жена мужа...

О том, какие особенности у брака с представителями ближнего зарубежья, корр. «АВ» беседовал с девушками, которые приходят во владивостокскую мечеть для изучения Корана. Сразу оговоримся, что не все узбеки и таджики верующие, но влияние мусульманских традиций ощутимо и на них.

Д.Д. – юная мусульманка. Выросла в России, ходила в обычную школу, поэтому является миксом обеих культур.

Как она призналась, нередко бывают ситуации, когда девушка принимает ислам, выходит замуж, например, за узбека, а через несколько месяцев из Узбекистана звонит его жена. Если у него есть российское гражданство, по российкому паспорту он женат на русской, а по узбекскому – на узбечке. В семье, естественно, скандал. Подключаются родственники с обеих сторон. Дальше мужчина решает, развестись с узбекской женой или с русской. А если с обеих сторон люди толерантные, оставляет обеих.

– Лучше не принимать веру только потому, что выходишь замуж, – говорит Д.Д., – сколько раз такое было: девушка стала мусульманкой, они с мужем немножко пожили и разошлись. Смотришь – она уже ходит без платка. И это плохо. Для неё же самой. Ей объяснили, какие муки ждут мусульманку, которая ходит без платка. И у неё возникает депрессия, потому что она понимает, что совершает грех. Муж сегодня есть, завтра – нет, а вера на всю жизнь.

Д.Д. говорит, что платок очень важен для мусульманки. По этому аксессуару Аллах узнаёт истинно верующих в него женщин.

Д.Д. рассказала, что как-то в мечеть пришла девушка. Ей парень поставил условие: «Я на тебе женюсь, если ты примешь ислам». Девчонки в мечети отговаривали её, потому что решили – он так сказал, поскольку жениться не планировал и надеялся на то, что девушка не примет ислам. В итоге дурёха стала мусульманкой, а суженый перестал отвечать на звонки.

– Когда девушка встречается с узбеком, ей нравится восточная романтика, но он ей не рассказывает, что в Узбекистане надо вставать в пять утра. Невестка не имеет права ложиться раньше, чем свекровь. Если свекровь взялась что-то делать, надо подойти к ней и сказать: «Давайте, я сделаю», – говорит Д.Д.

Сложнее всего – прощаться с платьями

Однако есть и положительные примеры. Ольга – директор приморской региональной общественной организации «Дружба народов Средней Азии» замужем за таджиком. Её муж работает в этой же организации. Он не дарил ей дорогих подарков, но с ним так тепло и уютно! Очень заботливый человек. Если ей куда-то надо, всегда старается подвезти. Исламом она интересовалась давно.

– Когда я собиралась принять ислам, муж меня проверял. Я чувствую, что уже могу, а он говорит: «Нет, ты ещё не готова». Как проверял, не говорил, но теперь я догадываюсь.

Что это были за проверки, Ольга решила оставить в тайне. Они женаты недавно – полтора года. Теперь у неё небольшая проблема – сменить гардероб. У мусульманки должны быть закрыты ноги и руки. Ольге, привыкшей быть звездой, тяжело прощаться с мини-юбками и платьями. Но… надо. На страшном суде мужу придётся отчитываться перед Аллахом за то, как была одета его жена. Благо, одетая по мусульманским традициям, Ольга выглядит очень стильно. Одна подружка, увидев её в платке и не зная, что Ольга вышла замуж за таджика, через некоторое время позвонила ей: «Увидела на тебе платок. Так красиво. Купила себе такой же». Но, одежда – это такая мелочь, если людям хорошо вместе.

– В отличие от русских мужчин, таджики очень чистоплотные. Я жила с русским. Вроде ничего не делает, но вокруг него всегда столько грязи… Мой муж может убраться, если я задерживаюсь на работе или приготовить еду, – говорит Ольга.

– Твой муж сам убирается? – изумилась Белла, зная, что не в мусульманских традициях, когда мужчина делает какую-то работу по дому. – Мой тоже чисто-плотный. Моется четыре раза в день. Я даже фен для него купила. Любит, чтобы всё было аккуратно, салфеточки на столе уложены красиво…

Если квартира моя, муж мне должен платить

Белла родилась и выросла в Приморском крае. Папа у неё чеченец, мама – русская. Ей 22 года, мужу Мали – 25. Познакомилась на Набережной. Белла сидела с девчонками. Подошёл он, угостил. Стали встречаться. Ухаживал за ней красиво, делал дорогие подарки. На неделю отношений презентовал золотое кольцо. Замужем она полтора года. Женаты по мусульманским обычаям, расписаться только планируют.

– Он более целеустремлённый, чем русские парни. У него свой ресторан. Одевается так же, как все, но в более классическом стиле. Рваные джинсы и прочее – не для него, – говорит Белла, – у восточных мужчин больше уважения к женщине. Оскорблений я от него не слышала.

Белла не всегда ходит в платке, бывает и обычные вещи носит. Из-за этого иногда возникают ссоры. Она уже научилась готовить узбекские блюда. Говорит, они мало чем отличаются от русских, в основном специями. Узбекский она ещё не пыталась учить, но некоторые выражения понимает. Белла не боится, что в Узбекистане придётся вставать в пять утра. Если они и отправятся на родину мужа, то в Ташкент, где у Мали есть двухкомнатная квартира.

– Я собиралась работать, но он не пустил. У меня высшее образование, но работа пока не нужна. У меня всегда хватает карманных денег, – говорит Белла.

– У мусульман мужчина должен думать, закончились ли у жены деньги. Женщина не только имеет право работать. Если она что-то заработала, муж не имеет права претендовать на её деньги. Даже если он живёт в моей квартире, он должен платить мне за неё и кормить не хуже, чем кормили дома, – подытоживает Д.Д.

Окно помыл сам

А теперь обратимся в другую сторону Востока. Здесь речь пойдёт о знаменитом рынке на Спортивной. Нельзя сказать, что китайцы и вьетнамцы повально живут с русскими, но несколько пар найти можно. Например, Мария Каплун восемь лет живёт в гражданском браке с вьетнамцем Чан Ван Ламом. Их дочери скоро будет шесть лет.

У Лама во Вьетнаме есть жена. Он пытался развестись, но суд проиграл – там суд на стороне женщины. Его вьетнамской дочери 20 лет, сыну – 15. Мария сначала не знала про вторую жену. Он скрывал. Боялся, что узнает и уйдёт. Сейчас он общается с детьми, посылает деньги. Дочь приезжала, познакомилась с маленькой сестрёнкой. Дети сначала плохо отреагировали на русскую жену. Сейчас относятся с пониманием – повзрослели…

…Они были соседями. Марии родители купили гостинку, а Лам снимал неподалёку. Она тогда учила китайский язык. Думала, что он китаец, хотела попрактиковаться. Познакомились. Оказалось, что вьетнамец, хотя сначала сказал, что кореец – пошутил. Как-то приехала подружка, они с Марией зашли к нему в гости. Стали общаться.

– У них, восточных людей, больше расположенность к семье. Серьёзнее относятся к жене, – говорит Мария.

Живут Мария и Лам хорошо. Даже её мама, которая изначально была немножко против этих отношений, сейчас при каком-нибудь конфликте говорит: «Ты его не обижай». У Марии и Лама так: кто раньше пришёл с работы, тот готовит еду. Тоже и с полами, и с посудой, и со всем. Если он свободнен, он может помыть полы. Как-то окно помыл сам, Мария его даже не просила. Однажды вечером пришёл, увидел, что сломана розетка. Даже не поел – начал ковыряться, чинить.

Ссоры? Конечно, бывают. Примерно раз в три месяца. И то, утром поссорились, вечером снова не разлей вода. Причём ссорятся не из-за национальных особенностей, а из-за упрямства одного или другого. Хотя есть и небольшое различие в традициях.

Например, если Лам уходит на праздники друзей-вьетнамцев в шесть вечера, в десять он уже дома. Мария, если встречается с подружками, может задержаться. Но это даже не ссоры. Так, небольшое недопонимание.

Поначалу было тяжелее. Особенно в плане приготовления пищи. Готовишь, стараешься, а муж говорит – запах не тот. Сейчас приноровилась к вьетнамской кухне. Лам тоже освоил русские блюда, например, борщ. Но в основном он готовит своё, она – своё.

Их дочь понимает оба языка. Папа с рождения с ней говорил только по-вьетнамски, а мама только по-русски, она понимает всё, но отвечает по-русски.

– Я с ней поговорила: «Дочь, богатой хочешь быть?» – «Хочу». – «Нужно знать два языка, мало ли как в жизни». Однажды утром проснулась, дочь с отцом по-вьетнамски общается, – говорит Мария.

Но по-настоящему девочка заговорила по-вьетнамски во Вьетнаме.

Они там были в декабре. Вьетнам покорил Марию – чудная природа, жара, пальмы, люди в майках на мотоциклах.

– Я там была звездой. Люди на улицах говорили «бьютифул». У дочери волосы светлые, её все называли куколкой.

Мария вспоминает, как на них съехалась поглазеть вся родня Лама. Они остановились в доме свекрови, рядом стоял дом родной сестры Лама. Родственников съехалось человек 50. Мотоциклов было море. В один дом все не поместились.

– Что меня удивило во Вьетнаме? Почитают умерших. Прадедушка Лама умер в 1802 году, и они до сих пор ухаживают за могилой. На годовщину смерти – год, десять, пятнадцать лет – собираются все родственники. Они верят в помощь предков, их религия – буддизм. Они современные люди, понимают, что это всё абстрактно, но традиции продолжают чтить, – говорит Мария.

Что ещё удивило? Долгожителей больше. На торжество приехал родственник, которому 93 года, на велосипеде. Их бабушке немного больше 70-ти. Утром села на велосипед и поехала на базар.

Конечно, как все девчонки, Мария мечтала выйти замуж за принца на лимузине. Окончила пединститут. Но своей жизнью довольна, потому что любит мужа и свой бутик, в котором она хозяйка.

– В апреле позапрошлого года вышел закон «О розничных рынках», он запретил иностранным гражданам работать. Лам как раз тогда был в торговле. Через два-три месяца многие вернулись, но мне самой не хотелось его отпускать, у нас люди недоброжелательно относятся к иностранцам, – говорит Мария.

Однажды она, беременная, сидела дома. Было уже темно. Приходит Лам, за рёбра держится. Его омоновцы посадили в УАЗик, отвезли куда-то на Нейбута. Деньги искали, побили немножко.

Лама несколько раз забирали в милицию. Мария приходила, записывала фамилии, деньги отдавали ей. Но это уже совсем другая история.

Анастасия ПОПОВА.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100