Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 36 (755) от 5 сентября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Пепел Беслана стучит в моё сердце!

Галины Якуниной

В ответ на публикацию в “АВ” N35 под таким заголовком, в редакции раздался звонок. Читатель рассказал о стихах Галины Якуниной, посвященных событиям в Беслане. Мы созвонились с приморской поэтессой и вскоре получили от неё статью и стихи. Менять заголовок мы не стали.

Владивосток и Беслан разделяют десять тысяч верст. Но разве это расстояние для трагедии всечеловеческого масштаба? Даже время бессильно: раны Беслана продолжают кровоточить…

Больше года я переписываюсь с Изабеллой Гасиевой, директором музея города Ардона, районного центра, расположенного в восемнадцати километрах от Беслана. Уже в первые месяцы после трагедии музей начал собирать фотографии письма, диктофонные записи, вещи – кровавую, дымную, пепельную память о взорванной школе. К сороковому дню была открыта первая экспозиция, которая беспрестанно пополнялась. Год спустя Комитет «Матери Беслана» подарил музею «Белую книгу», сразу ставшую раритетом. В дарственной надписи говорилось: «Пусть Беслан будет набатом для всего человечества. Пусть наши дети станут ангелами-хранителями всех детей на этой грешной земле».

Под экспозицию был выделен зал, затем другой… Материалы и отклики шли со всех регионов России и всех государств мира. Изабелле Цараевне переслали из Владивостока журнал «Изба-читальня», где было напечатано моё стихотворение «Матерь Беслана».

Вскоре она позвонила мне домой и попросила выслать для музея сборник стихов и дискету с текстом стихотворения. А потом пришла бандероль с газетами Северной Осетии, опубликовавшими «Матерь». Среди газет я нашла фотографию: мои стихи – на «Стене плача», в разрушенном спортзале бесланской школы, ставшей музеем под открытым небом. Стихи в окружении лиц погибших детей…

Все, что смогла сказать – было сказано до этой фотографии, в первом моём письме: «Наше время впору назвать эпохой Беслана, потому что взорвали не только школу. Взорвали веру в то, что беспределу есть какой-то предел, а беззащитным есть какая-то защита. Когда у воюющих мужчин отказывает древний инстинкт самосохранения, запрещающий поднимать оружие на женщин и детей, на что остается надеяться слабым? Люди на маленькой нашей планете могут рассчитывать только на свои силы, взаимоподдержку и сострадание.

То, что случилось в Беслане – не только страшная трагедия, но и грозное предупреждение. Когда детей превращают в заложников взрослой распри и жизнями их расплачиваются за неумение и нежелание жить в мире – дни этого мира на небесных часах сочтены.

Когда мотив колыбельной сливается с погребальным плачем – солнце гаснет и невольно вспоминаются библейские слова о конце света.

Стихи всегда даются мне с трудом, с большим душевным напряжением. Но и среди них «Матерь Беслана» стоит особняком. В ней не только мои человеческие и материнские чувства, но огромное обжигающее горе бесланских матерей, которые в ночной владивостокской квартире замкнули меня в свой траурный безмолвный круг. Такой страшной боли сердце мое до сих пор не знало…»

МАТЕРЬ БЕСЛАНА (колыбельная на кладбище)

Спите, дети, усните…
Рано в школу вам, рано:
Горе учит там взрослых
Урокам Беслана.
В сердце Матери мира
Стучит его пепел…
Не спешите на землю:
Рано вам, дети.

Не спешите, родные:
На земле – убивают.
Здесь легко
Нерасцветшую жизнь
Обрывают
То во славу Христа,
То по слову Корана...
Сколько раз это было –
Ещё до Беслана.

Где вас, милые,
Только не убивали!
Во дворцах и в Ипатьевском
Стылом подвале.
Ради власти, идеи
И просто - куражась…
И царёвых детей,
И бездомных бродяжек.

Вас в полон угоняли,
В рабов обращали -
Материнские крики
В веках не стихали.
Сквозь пожары неслись
Кони рыцарской свиты -
Что им детская жизнь?..
Стебелёк под копытом.

Над землёю-вдовой
Пляшет ветер-безбожник.
Мир, где дети заложники –
Тоже заложник.
Он за слёзы ребенка
Давно не в ответе…
Чёрный пояс шахидки -
На теле планеты.

Детский смех - колокольчик
Все реже и тише.
Кто не слышит дитя –
Тот и Бога не слышит:
Ведь детёныш любой –
Человека ли, зверя –
Верит нам,
Верит в нас,
Как мы сами не верим.

...Вновьтекут, словно слёзы,
По лицам экранов
Кадры школьной линейки:
День Первый Беслана…
Только кнопку нажать –
Остановится праздник
На краю, где бессилье
Страшней лютой казни…

Спите, солнышки, спите…
Над землёй солнца нету:
Мой обугленный взгляд
Разве выдержать небу?
Все молитвы, все слёзы –
За чёрным порогом:
Мы на ваших могилках
Сидим рядом с Богом…

Галина Якунина.

На снимках (сверху вниз):Галина Якунина; Стихи Галины Якуниной в музее г. Ардона; Стихи Галины Якуниной на “Стене плача” в спортзале школы Беслана, где происходили трагические события.

Фото из личного архива Галины Якуниной.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100