Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (716) от 6 декабря 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Сломанные судьбы

Николай Леонов

Богатую событиями, но короткую жизнь прожил Феодосий Григорьевич Рубан. В начале 20-го века крестьянский юноша решил уехать из Полтавской губернии в далёкий край к Тихому океану на заработки. В начале лета 1912 года Феодосий Рубан на поезде добрался до Никольск-Уссурийского. Парню удалось поступить на работу в Главные железнодорожные мастерские.

… В годы гражданской войны город заняли белочехи. Феодосий отправился воевать в партизанский отряд, который действовал в Чугуевском районе. В партизанской зоне находилась и семья Рубана – жена Прасковья Михайловна и дочка Нина. Когда закончились бои-походы, Феодосий Григорьевич вместе с семьёй возвратился в г. Никольск-Уссурийский. Вновь стал работать в железнодорожных мастерских слесарем, затем бригадиром, мастером, начальником цеха.

Пришёл тридцать седьмой год… Начались многочисленные аресты. Был арестован и Феодосий Григорьевич Рубан. Прасковья Михайловна в полном недоумении, с плачем пришла в городской отдел НКВД, чтобы узнать, за что же арестовали мужа. С ней не хотели разговаривать, но потом один из сотрудников заявил: «Ваш муж – враг народа!»

А через несколько дней в квартиру пришли двое в штатской одежде. Были немногословны. Один из них произнёс:

- Мы пришли за вами, - и протянул ордер на арест.

- Неграмотная я… За что же вы меня, пролетарку, забираете?! – закричала она не своим голосом. Прасковью Михайловну увезли в «чёрном вороне». Как выяснилось, её арестовали как «члена семьи изменника Родины». Суд продолжался несколько минут.

- Нам всё известно, - утверждали судьи. – Вы пособница «врага народа».

Подсудимой объявили приговор: лишение свободы сроком на восемь лет.

Дом и имущество Рубанов конфисковали. Дочь уволили с работы, и сколько она ни пыталась куда-нибудь устроиться, чтобы не умереть с голоду, так никуда её и не приняли. Пришлось ей уехать в Сибирь к дальним родственникам.

Но её очень тянуло в родной Уссурийск, и в 1940 году она сюда вернулась. Её приняли снова работать на масложировой комбинат.

Младшему брату Нины – Алексею пришлось оставить учёбу в одном из техникумов Владивостока. В годы войны, как сына «врага народа», Алексея в армию не призвали, а лишь мобилизовали на трудовой фронт, где он перевозил различные грузы.

Нина Феодосьевна после ареста отца и матери ничего не знала об их судьбе. Она писала много писем и запросов в центральные и местные органы власти, но ответов не получала. Лишь в конце срока заключения матери (а она отбыла в лагере год в год, все восемь лет) удалось установить с ней переписку. В 1946 году наконец-то Прасковья Михайловна освободилась из мест заключения и приехала к дочери.

Только в середине 1950-х годов, после осуждения культа личности Сталина, пришёл официальный документ. В нём коротко сообщалось, что приговор по делу Феодосия Григорьевича Рубана отменён, и он реабилитирован посмертно. Реабилитировали и Прасковью Михайловну.

После этого сообщения у жены и детей стало несколько легче на душе, но былой семейной радости, какой она была до времён репрессий, вернуть было невозможно.

Николай Леонов, историк-публицист, г. Уссурийск


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100