Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (709) от 18 октября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Как начинался автомобильный бум

(без автора)

Как известно, Владивосток наряду с Калининградом являются самыми автомобилезированными городами России. И сейчас практически каждая газета имеет свою автомобильную страницу. До недавнего времени мы были исключением, но теперь, идя навстречу пожеланиям наших читателей, мы будем регулярно печатать автомобильные материалы.

А именно автомобильного рынка Приморья. Будем освещать проблемы правого руля, бороться с таможенным беспределом, печатать очерки об истории развития мирового автомобилестроения, о развитии автомобилизма в Приморье. В дальнейшем автомобильная страничка будет учитывать ваши пожелания.

Публикацию автомобильной странички мы начинаем с очерков краткой истории отечественного автомобилестроения. В первой четверти прошлого века практически во всех развитых странах бурно развивалась автомобильная промышленность. Россия тогда по уровню развития промышленности вполне могла бы выпускать современные по тем временам автомобили.

Другой вопрос – нужно ли это было нам?

Нынешнему читателю вопрос покажется странным... Но перенесемся на 100 лет назад. Что представляла собой наша страна? Огромная территория, очень редкая дорожная сеть. Для массового производства автомобилей в России не было экономических условий, да и тогдашний жизненный уровень населения не обеспечивал спрос. В Европе ситуация вышла несколько иной: развитая дорожная сеть, более высокий жизненный уровень населения.

Отдельно стоят США. Уже тогда, в начале века, когда в Европе были тысячи, в лучшим случае десятки тысяч автомобилей, в США счет шел на миллионы. А нынешних автомобильных гигантов в микроскопических количествах, выпускали лишь “Мицубиси”.

Зато наша страна всегда, и при царе, и при коммунистах, была одной из трех лидирующих стран мира в развитии авиации. И только в 80-х годах прошлого столетия наметилось отставание. Но мы отвлеклись.

В начале прошлого столетия значительная часть автомобилей производилась на огромных машиностроительных комбинатах. Классическими примерами были Путиловский завод в Петербурге и Сормовский в Нижнем Новгороде. За границей: Армстронг-Сидли, Крезо Луар во Франции. Крупп в Германии. Фиат в Италии. Единственный на тот момент в Японии ”Мицубиси”.

В 20-х годах появляются специализированные автомобильные предприятия: Ситроен во Франции, Вольво в Швеции. Исключением являлась старейшая фирма мира Даймлер-Бенц, которая кроме автомобилей никогда ничего не выпускала. Особняком “как всегда” стояли США, где строились гигантские специализированные автомобильные предприятия. В частности, в 1917 году, недалеко от Детройта, в Дирборне (штат Мичиган), вступил в строй огромный завод Руш фирмы Форд для производства эпохальной в мировом автомобилестроении модели, которая стала первым в мире массовым автомобилем. В нашей стране началом массового автомобилестроения можно считать Постановление военно-промышленного комитета 1916 г. Тогда бизнесмену Лягушинскому был выдан подряд на строительство автомобильного завода ”Амо” в Москве ныне – “Амо-Зил”. Началось строительство и в Ярославле. Стимулом стала Первая мировая война, в связи с этим возникла большая потребность в автотранспорте. Импорт помочь не мог, так как автомобильная промышленность стран-союзниц - Англии, Франции, Италии - обеспечивала потребности своих армий. В Японии автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Лишь США с избытком могли обеспечить весь мир. Но все пути импорта в Россию были перекрыты, и нам волей- неволей пришлось развивать свое производство.

За основу первых армейских грузовиков тогда были приняты иностранные модели, так как своих автомобильных конструкторов (как, впрочем, и сейчас) в России не было. Поэтому в России решено было производить модели, хорошо зарекомендовавшие себя на фронте: итальянский “Фиат-15” и американский “Уайт”. “Фиаты-15” в Москве стали делать на заводе Рябушинского - “Амо”, а “Уайт” стали собирать временно из американских комплектов на заводе в Ярославле.

Первенец же российского автомобилестроения - Рижский машиностроительный Русско-Балтийский завод (известный в советское время электричками), в связи с приближением фронта в 1915-м был эвакуирован в Фили, тогда подмосковную деревушку, а ныне почти самый центр Москвы - Мытищи. И на его базе были построены известнейшие сейчас столичные предприятия: Ракетно-космический завод имени Хруничева (в частности, там построена МКС) и завод МЕТРОНВАГОНМАШ в подмосковных Мытищах, известный своими вагонами метро, самосвалами “ЗИЛ” и различными видами вооружений. Но об автомобилях “РУССОБАЛТ” мы поговорим в одном из следующих выпусков.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100