Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (691) от 14 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Детскую картинную галерею назвали вселенской

Маргаритат Пархоменко

Встречаю одного известного артиста и сообщаю:
- Анатолий Владимирович, открывается выставка трех художников... персональная выставка.
- .......
Никакой реакции. Продолжаю:
- Персональная выставка.... Трех художников - дошколят от 4-х до 7 лет.

Глаза потеплели, артист улыбнулся:

- Оригинально!

Это покруче, чем в Париже! Персональная выставка художника с мировым именем Бернара Бюффе состоялась, когда художнику было... 19 лет. Самая ранняя из персональных.

Таким образом, 22 февраля 2006 года во Владивостоке была создана в рамках проекта “Пространство культуры” самостоятельная детская картинная галерея в “Центре русской культуры”, ул. Суханова, 1а.

У колыбели ее встали все, кто год назад подписал воззвание о создании Детской Картинной Галереи, кто спросил себя: что я сделал сегодня, чтобы завтра было лучше нашим детям?

Независимо от того, кто ты: губернатор, мэр, журналист, учёный, врач, бизнесмен, учитель, рабочий и т.д.

Скажу прямо, нас поддержали от Америки, Франции, Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая до Владивостока.

Так название детской картинной галереи сложилось грандиозно - вселенская.

Детская картинная галерея есть!

На некогда пустые стены легли яркими, притягательными мазками картины ребятишек из племени индиго. Эти дети могут нарисовать невидимый мир, а взрослому и невдомек, что дитя изобразило. Хотя, постойте, двухлетний Илья, работая в стиле абстрактной живописи, нарисовал свое ДНК, так утверждала, изумляясь и восторгаясь, зрительница, имеющая отношение к медицине.

В другой своей работе уже повзрослевший Илья опять озадачивает зрителей: один утверждает, что это автопортрет, и что поразительно, ребенок видит себя уже в зрелом возрасте. “Да, нет, - спорит с ним в пространстве общения 8-летняя девочка. – Это он нарисовал солнышко”.

За разъяснениями пришлось обратиться к маме: “Когда Илья, размахнувшись, нарисовал огромный круг, точками-запятыми определил широкую улыбку, первая моя реакция была продиктована стандартом взрослых: - “Солнышко?”

“Пират”, - строго ответил трехлетний сын. – “Это добрый пират, поэтому всегда улыбается”.

Так что, оказывается, все зрители правы. Ведь красота находится в углу глаза смотрящего, как говорят англичане.

Мария, Илья, Маргарита - какие имена!

Говорят, имя - это судьба. У наших малолетних художников на взлете все лучезарно. Они глядят на мир божественными глазами. “У них, - продолжает с нами размышлять мама Ильи, - доброе творчество, пока взрослые не научили их жесткой жизненной правде. В их мире живут принцессы с осиными талиями, “Зоопоезд” возит в гости котов и кошек. Все понятно, тут мама, тут папа, в центре - я, защищенный любовью и добром. Хочется удержать ноту правды и искренности - ведь дети еще не знают, как рисовать не надо, поэтому их рисунки - чистый поиск творчества. Поэтому и солнце, и пират нам, взрослым, уже изрядно подзабывшим, как это делается, от души”.

Мне вспоминается, как Кирилл Иванович Шебеко, художник Божьей милостью, профессор, утверждал, что именно в детстве рождается художник. “Вглядитесь в рисунки детей: в них переплелись сказка и реальность, в них нет стандарта, но уже есть мастерство... Ребенок не боится положить мазок, берет радостные цвета, которые воспринимает интуитивно.

Девочка что-то старательно рисовала в альбоме. Потом мы вместе с ней наблюдали из окна поезда все великолепие лета: зеленые поляны с ковром неведомых нам красных цветов, озера, вобравшие в себя облака, монолитные сосны с хрупкими березами. Вдруг мы увидели, как по склону карабкаются деревья.

- Смотри, Лиза, вон по склону уверенно шагают елочки, березки.

- А одна березка упала, не дошла до вершины.

Скоро весь вагон прильнул носами к стеклам, восторгаясь несущимися мимо пейзажами.

Одиннадцатилетняя Лиза с мамой Любовью М. из Харькова. Разговорились. Мама - преподаватель музыки в частной школе для маленьких детей от 2 до 6 лет. Лиза посещает занятия в Детской картинной галерее.

- Их у нас две и обе рядом. Я в конкурсах рисунков участвовала и выигрывала. Однажды наградили поездкой в детский лагерь в Крыму. Сейчас в ДКГ проходит персональная выставка Дарьи Горошко, ей 10 лет.

- А у нас во Владивостоке нет теперь ДКГ как самостоятельного учреждения.

- Обе галереи - продолжает мама, - в самом центре города, а рядом оперный театр, Институт Искусств, Академия культуры.

- Еще есть художественная школа им. Репина, Репинка. Это интернат для одаренных детей. Депутат Городского Совета Фельдман создал частную детскую картинную галерею. На крыше здания поставили скульптуру Скрипача. Красивый памятник, прямо в небе получился. Дети получают и стипендии от депутатов Городского Совета.

Что ж тут скажешь, как говорится, без комментариев.

Чужих детей не быват

Наше воззвание о создании новой картинной галереи достигло и Парижа.

Недавно мне прислали из Франции фотографии, сделанные на выставке детского рисунка из России в киноклубе “Жар-Птица”, на которой присутствовал легендарный основатель клуба сам Жак Маскарашвили. Поскольку сотрудничество с престижным киноклубом идет уже давно, мы можем предложить им рисунки детей нашего города на базе новой детской картинной галереи.

Детские рисунки восхищают не только очарованием красоты, но и очищают души. Живительная, целебная сила энергетики светлого творчества неоспорима. Не случайно во Франции были изданы открытки с изображением прекрасного рисунка девятилетней Клэр Р., созданные в знак солидарности с жертвами угольных шахт.

Мастер и Маргарита

Когда мы обсуждали с народным художником России Иваном Васильевичем Рыбачуком вопрос о галерее, он схватил, что называется, быка за рога: “Детская картинная галерея нам обязательно нужна. Самостоятельная. Это наше будущее. Если из сотни талантливых детей вырастет пять-шесть художников, это уже пополнение нашей большой русской культуры. Вот в чем цель картинной галереи, которая называется детской”.

Из трех художников, пожалуй, семилетняя Маргарита Т. уже нашла свое призвание.

Маргарита хорошо чувствует пространство - она населяет его красочными фигурами, с зорко подмеченными деталями. Ну, прямо готовый театральный художник или архитектор.

В добрый путь!

Над проектом “Пространство культуры” (Париж-Владивосток) мы работаем с Галиной Васильевной Алексеевой, руководителем Центра русской культуры, с 1997 года. Что сделано - это особый разговор. В процесс создания ДКГ из нашего города прежде всех вошел Ректор Дальневосточного технического университета Геннадий Петрович Турмов и его “Профессорский клуб” г. Владивостока (секретарь - Елена Павловна Горовенко).

Из духовных лидеров мира - Кеннет и Глория Коупленд, Дейв и Джойс Майер сразу же ответили на наше воззвание о создании Детской Картинной галереи.

Подвижники нового тысячелетия

В любом деле есть подписанты и движители.

Когда я позвонила Екатерине Прокопьевне Золотаревой об открытии новой галереи, она обрадовалась.

- Екатерина Прокопьевна, как себя чувствуете?

- Даже если плохо, все равно хорошо.

В этом вся Екатерина Прокопьевна - бесценное достояние нашего города, подлинный человеческий Раритет. Ей в феврале этого года исполнилось 96 лет, она до сих пор делает картины из тополиного пуха. У нее уже завершен портрет Петра Великого, заканчивает Максима Горького.

Приехала она на выставку и удивилась. “Главное - сохранить культуру, - говорит Екатерина Прокопьевна. - Сейчас делают бизнес и говорят: “Будем жить хорошо”. Без культуры, которую стараются заглушить, хорошо жить нельзя”.

Не от случая к случаю, а без перерыва, постоянно теперь будут висеть на некогда оголенных стенах бесхитростные детские озарения.

В творчестве детей от двух до восьми лет - всё не по правилам этого мира, где дорожка слева, а ёлочка справа и колобок посередине, как считают дяди и тёти, малыши рисуют невидимое, у них шляпа - не головной убор, а змея удав, проглотившая слона. Студенты кафедры искусствоведения ДВГТУ в Центре русской культуры нет-нет и подойдут к младенческим шедеврам, притягательным и головоломным. Афанасий Иванович Гелич, художник-педагог, привезший с Алтая Свет Белой Горы в дымный Владивосток, пришёл на открытие новой детской картинной галереи. Я благодарна ему, ибо он, как никто другой, много сделал для реализации этого проекта. Вот его размышления: “Совершенно очевидно, что интерес к детскому творчеству звучит всё явственнее. Это время нужно чувствовать: оно настойчиво стучит и взывает к новым формам и новым Путям. И мы являемся живыми свидетелями этого. Дети входят так уверенно в новое столетие и даже тысячелетие.

Культура наша жива, и поле её повышается Светом детских сердец по всей России. Действуют самостоятельные детские картинные галереи Юрги, Самары. Волгограда, Харькова, Еревана.

Владивосток показывает новую форму их создания, где нет заорганизованности и закостенелости в жёсткую структуру, а есть добровольность, свобода и искренность приношений, имя которому - подвижничество”.

Спасибо всем - единомышленникам, сотрудникам, партнёрам, число которых - весь земной шар.

Маргаритат Пархоменко.

Париж - Владивосток.

Фото: Галина Смакота


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100