Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (639) от 9 июня 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Хочу вон тот заводик и пароходик!

Анастасия Загоруйко

Обычное для Москвы и Питера явление, как корпоративные захваты, похоже скоро станет рядовым и для Приморья. Для нас, простых обывателей, подковерные игры на полях отдельных компаний очень редко долетают, а если и доходят, то отголосками выстрелов и сообщениями об очередном заказном убийстве.

“Владавиа” стал лакомым куском

20 апреля во Владивостоке прошло внеочередное заседание акционеров ОАО “Владивосток Авиа”, которое было проведено по инициативе двух держателей акций: “Аргонавты ВЛБ” и ООО “Ферган 2000”, которые владеют 14,45% акций компании. Требовали же данные компании, которые являются представителями крупной промышленной группы ОАО “Альянс”, снятия гендиректора компании Владимира Сайбеля со своего поста досрочно и назначения удобного компаниям человека. Но группу “Альянс” постигла неудача: 97,96% акционеров проголосовали “против” досрочного прекращения полномочий нынешнего генерального директора предприятия Владимира Сайбеля.

В одном из интервью Владимир Александрович рассказал, что, по его мнению, такое пристальное внимание крупных финансовых структур связано, прежде всего, с успешным развитием предприятия.

“Менеджменту предприятия неоднократно поступали предложения о поглощении акционерного общества и продажи государственного пакета. На все предложения руководство предприятия отвечало отказом. Перед нами классическая схема корпоративного захвата предприятия и несложно догадаться, кто за этим стоит”, - добавил гендиректор.

Впервые свое внимание на развивающуюся приморскую компанию ОАО “Группа Альянс” обратило весной 2004, а в начале лета 2004 года компания через свои аффилированные структуры ООО “Аргонавты ВЛБ” и ООО “Ферган 2000” “Альянс” приобрел 14.45%, с этого же момента начались попытки установить контроль над компанией. Интересно и то, что обе компании зарегистрированы в Москве, но вся корреспонденция, направляемая на адрес компаний, возвращается с пометкой “об отсутствии адресата”.

Кому выгодно “сдать” “Владавиа”?

Компания-захватчик не открыла ничего нового и пошла проверенным путем: за полтора года авиакомпанию проверяли ряд органов, включая налоговую, проводилась даже перепроверка бухгалтерской документации за 2001 год. Как один из распространенных рычагов давления, было спровоцировано уголовное дело: о правомерности авиакомпании перевозить пассажиров бизнес-классом. В рамках этого уголовного дела в предприятии запрашиваются и изымаются документы. Где гарантии, что они не ушли никуда на сторону?

В обоих случаях даже не обязательно, что у компании-захватчика были подкуплены чиновники из проверяющих служб. Проверки могут быть инициированы и анонимными сообщениями, благо телефоны доверия у нас общедоступны. Хотя сам Владимир Сайбель не исключает “личной заинтересованности кого-то из представителей высшей государственной законодательной власти в таком развитии событий”.

Очередным этапом торможения работы компании стала попытка срыва годового акционерного собрания ОАО “Владивосток Авиа” 29 июня 2004 года.

Пока все попытки компании-захватчика удачно отбиваются остальными акционерами, что будет дальше - покажет время...

Борьба за металл и звонкую монету

Еще одним крупным “делом” этого года, которое, кстати, так и не попало на полосы газет, стала попытка давления на крупную приморскую компанию по переработке металлолома “Приморвторсырье”. О компании общественность громко заговорила после того, как пошли слухи о покупке компанией акций “Владивостокского морского рыбного порта” в начале 2004 года. Хотя официально компания опровергла информацию о покупке, уточнив, что “крупный пакет акций порта действительно приобретен группой иностранных и российских инвесторов, связанных с руководством ООО “Приморвторсырьё” совместными проектами в России и за рубежом”. Но все же руководство компании вошло в Совет директоров порта и играет не последнюю скрипку в этом “хоре”.

Попытки давления на компанию начаты были практически сразу после продажи акций порта. Как сказал в частной беседе представитель “Приморвторсырья” близкий к руководству, неизвестной группой лиц была инициирована (возможно, через анонимные сообщения органам власти) проверка работы предприятия лицензионной палатой, после этого была приостановлена лицензия компании. Тогда же представитель компании назвал это действие “попыткой получить денежный “откат” от компании”. В первый раз попытка давления была отбита, но в конце апреля-начале мая предпринята вновь. И снова проверка лицензионной палаты и снова приостановлена лицензия.

В начале мая 2005 года на 46 и 50 причалах рыбного порта Владивостока, куда были пришвартованы пароходы, готовые к погрузке, да и сами причалы “под завязку” были забиты металлоломом, готовым к продаже, пришли из милиции, и опечатали имущество (металл) “Приморвторсырья”. Компания потерпела убытки. Так же поступили и с офисом, где провели “работу” с документами компании.

После такого “наезда” (будем называть вещи своими именами) к руководству компании пришли уверенные в себе “ребятки”, которые представились близкими к городским властям структурами. Ребятки попросили свой процент с каждой сделки.

Анастасия Загоруйко, “Криминальный поиск”.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100