Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 7 (518) от 13 февраля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Вас съесть или ликвидировать? Такой вопрос задал ДВГУ педколледжу №1

Марина ЗАВАДСКАЯ

НЕ ТАК СТРАШНА ДЕМОГРАФИЯ...
В последнее время модно ужасаться деморгафической ситуации в России: рождаемость падает, смертность растет, караул, братцы, вымираем!

Детские садики закрываются, в первые классы школ набора нет!

Да, есть школы, не набравшие первоклассников, но демография ли в этом виновата?

Гуманитарную гимназию при Владивостокском педагогическом колледже №1 проблемы демографии не касаются: в ее первые классы конкурс - 3 человека на место. Потому что гуманитарная гимназия - фирма: замечательные учителя, оригинальные программы, необычная атмосфера школы... И вот все это может рухнуть, исчезнуть, раствориться в небытии. Потому что и на педколледж, и на его гимназию «положила глаз» другая фирма - ДВГУ.

Университетов сейчас и во Владивостоке, и на Дальнем Востоке много. Но когда говорят «университет», подразумевается, конечно, Дальневосточный государственный университет. Он - первый. Он - фирма. А остальные - ну, тоже университеты...

И есть у этой фирмы, ДВГУ, такая особенность или привычка: поглощать другие учебные заведения - вместе с их зданиями. Кто сейчас помнит об Институте менеджмента и бизнеса (кажется, так?), когда-то существовавшем на Мордовцева, 12? И следа не осталось. Правда, ДВГУ стал учить студентов менеджменту и бизнесу...

В августе 2002 года ДВГУ решил поглотить три учебных заведения: педколледж №1 (начальные классы), педколледж №2 (дошкольная педагогика) и Хореографическую школу. И 19.08.02 губернатор Дарькин издал Постановление № 462 «О передаче имущества в безвозмездное пользование государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет».

Во всех трех учебных заведениях вначале с пониманием и сочувствием отнеслись к этой идее, и все как один решили влиться в университетский комплекс. Потом стали, как водится, интересоваться условиями.

ТАМ ХОРОШО, НО НАДО ЛИ ТУДА?

Завуч (точнее - заместитель директора по учебной работе) Первого педколледжа Т.А. Новихина месяц ездила в университет, спрашивала, изучала, думала. Колледжу предлагали «бакалавриат университета». Но кто такой бакалавр? Какую он будет иметь специальность - бакалавр, например, русской филологии? Да никакой, говорят. Просто бакалавр.

Педагоги колледжа - люди практические и практичные, так же как их студенты. В педколледж поступают люди не для того, чтобы просто «получить образование», а чтобы получить специальность. Обучиться профессии, по которой можно будет работать. Например, учитель начальных классов с подготовкой в области информатики, учитель русского языка, социальный педагог... А куда пойдет бакалавр? Кому он будет нужен?

В общем, к концу октября идея заглохла, энтузиазм увял. И вдруг - новый документ: Распоряжение губернатора от 25.11.02 № 645-р «О ликвидации краевых государственных образовательных учреждений...» - тех самых трех вышеперечисленных. Почему? Зачем?

Поскольку коллектив педколледжа №1 «приостановил» свое согласие на вхождение в ДВГУ, на встречу к педагогам пришли ректор университета В.И. Курилов и первый проректор Б.Л. Резник. Более двух часов длилось общение, но закончилось, можно сказать, ничем. Что нас ждет в будущем? - спрашивали сотрудники колледжа. Вы так же и будете существовать, отвечали им. А будет ли меняться педагогическая направленность? - Посмотрим. Обещаем.

Но что такое «обещаем»? Сегодня пообещали, завтра передумали. Коллектив педколледжа предложил другой вариант: почему бы «комплекс» не изменить на «округ»? Образовательный округ - это одна из форм сотрудничества школ, училищ (коллеждей, техникумов) и вузов, целью которой являются непрерывное образование, довузовская подготовка, выявление одаренных детей, профориентация, создание экспериментальных педагогических площадок и так далее. Это добровольное сотрудничество, где участники процесса остаются самостоятельными. «На таких условиях вы нам не нужны», - ответили на это предложение университетские начальники.

АХ, КАКИЕ ПЛОЩАДИ!

А вот это уже интересно. Почему не нужны? Ведь образовательный округ существует! Он создан Приказом № 396-а от 9.11.99 г. управления народного образования администрации края. Документы подписаны тогдашним начальником управления К.А. Межоновым и ректором ДВГУ В.И. Куриловым. В состав округа входят 17 школ и одно РУНО. Почему же к этому списку не присоединить и Владивостокский педколледж №1 с его гимназией?

Надо полагать, потому, что у педколледжа и гимназии очень хорошая материальная база. Здание колледжа, соединенное с ним здание гимназии, девятиэтажное общежитие. Три спортивных зала, танцевальный класс, профилакторий, столовая, буфет. Да и само здание колледжа - светлое, аккуратное, уютное! На окнах - витражи (дипломная работа студентов), на стенах - картины, бумагопластика, батик, мини-гобелены (курсовые и дипломные работы студентов). Когда депутация ДВГУ ходила по педколледжу, восторгам не было конца. Заходят, например, в методический кабинет, где собраны за много лет громадное количество методических материалов, аудио, видеокассеты, - и буря восторга: «Ах, какое помещение! Здесь можно расположить...»

Сотрудники ДВГУ - тоже практичные люди.

«Что Курилов умеет хорошо - так это делать деньги», - сказала одна из сотрудниц ДВГУ, которую я оставлю неизвестной. Насколько я могу судить, ректор Курилов умеет делать многое, но деньги - да, это да. Университетские и не скрывают, что после вхождения колледжа и гимназии в комплекс ДВГУ плата за обучение повысится. «На таких смешных деньгах в нашем комплексе вы не будете, - говорят они. - Английский бесплатно! Вы что, такого в природе быть не может!»

Да, педколледж и гимназия для университета - еще один объект, где можно зарабатывать деньги. Потому и давят на коллектив, потому и ректор, и проректоры ДВГУ не считают для себя зазорным многочасовые разъяснительные беседы по поводу того, что все будет хорошо, а если нет, то и без вас обойдемся. Педколледж написал в министерство образования, и оттуда пришел ответ: присоединение к ДВГУ возможно «только постановлением Правительства Российской Федерации. При этом необходимо согласие педагогического коллектива педколледжа». Ответ подписан П.Ф. Анисимовым, начальником управления среднего профессионального образования. «Это отписка из министерства! - говорят университетские. - И кто такой Анисимов? Мы знаем только Филиппова!»

Итак, уже создана ликвидационная комиссия, педколледж исключен из краевого бюджета 2003 года...

К ВОПРОСУ О ТРАНСПЛАНТАЦИИ КОЖИ

То есть говорят, что исключен. «Исключены мы, не исключены - я подтвердить не могу, - говорит главный бухгалтер педколледжа Н.А. Дудова. - Мы официально зарегистрированы, мы находимся в госреестре, счета наши никто не закрывал. Я категорически отказалась подписывать соглашение. Я отвечаю за свою подпись! Я говорю: дайте мне бумагу, приказ - я замолчу. Бумаг нет, все устно».

А что такое «устно»? А вот, например, что. Чиновники департамента образования крайадминистрации велят педагогам колледжа либо написать заявления о переводе в ДВГУ, либо получить уведомление об увольнении, звонят директору колледжа, интересуются, сколько. Директор раздает бумажки, и 150 человек из 203 предпочитают уволиться, чем переводиться в неизвестность. Потом чиновник департамента приходит в колледж и говорит: «Что это за бумажки вы раздали? Вы не имели права! Должна быть другая бумага, с моей подписью!» На реплику, что он же сам велел, чиновник говорит: «Вы меня с кем-то путаете!» И педагоги не знают, что делать: смеяться вроде бы неприлично, но слушать такое им стыдно...

Да, есть такой феномен, описанный Евгением Шварцем в пьесе «Тень». Девушка Анунциата рассказывает приезжему о своем городе, где сказка настолько обыденна, что людоеды подрабатывают в городском ломбарде. И один из этих людоедов - фанат моды. Когда в моде был загар, он расстарался и загорел до черноты. Но вдруг резко в моду вошла белая кожа. Тогда он пересадил на лицо кожу с... единственного незагоревшего места. «После этого, - замечает Анунциата, - он потерял всякий стыд».

ГУБЕРНАТОР, КРАЙНИМ БУДЕШЬ?

Почему я не называю чиновника? Потому что он не один такой. И в университете есть лица с пересаженной кожей. Умные, образованные люди. Юридически грамотные. И пока факт «поглощения» педколледжа и гимназии не свершился и не стал необратимым, они не подпишут ни одного документа, который может быть оспорен в суде. А устные договоренности - да вы не так поняли! Вот подадут родители гимназистов иск в суд - на кого? На губернатора Дарькина, конечно! Это он подписывал незаконные документы! А ДВГУ тут ни при чем.

Что Постановление и Распоряжение губернатора незаконны - всем ясно. Во-первых, ликвидировать образовательное учреждение можно только с согласия соответствующего органа законодательной власти. Ау, депутаты краевого Законодательного собрания! Вас кто-нибудь спрашивал про педколледжи? Ах, не спрашивали... Во-вторых, условия ликвидации, реорганизации и так далее должны быть определены договором между учредителем и самим образовательным учреждением. Ау, педколледж! Есть договор? Знаю, знаю: нету. В-третьих, изъятие собственности, закрепленной за образовательным учреждением, возможно только по истечении срока договора между собственником и образовательным учреждением. Ау, как там со сроками? Ах, бессрочное право оперативного управления... Ну и в-четвертых - то самое согласие правительства, которого, как мы знаем, никто не спрашивал... Для справок: это всё требования Закона РФ «Об образовании», ст.4, ст.5, п.6 ст.39, а также п.1 Постановления Правительства РФ от 17.09.2001г. №76.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

А, собственно, что это мы так раскипятились? Ну, проглотит ДВГУ педколледж с гимназией - ведь не подавится. И сам будет студентов обучать педагогическим специальностям. А что незаконно проглотил - да мало ли сколько заводов, скважин, труб и так далее приватизировано незаконно! Никуда они не делись, работают и приносят доходы новым владельцам. Правда, вернуть это все... Конфеты есть такие: «Ну-ка отними!» называются.

Но надо подумать и о будущем. В педколледж поступают дети из семей с небольшим достатком, а таких очень много. Они приезжают из городов и деревень Приморья и не считают трагедией вернуться учителем в родную деревню. Деньги на обучение в ДВГУ они не найдут, а те, кто найдет и закончит университет с «педагогическим» дипломом, в деревню не поедут. Кто будет обучать детей в школах Приморья?

И в гимназии при педколледже №1 обучаются дети людей со средним достатком. Сейчас они платят 280 рублей в месяц: 30 за охрану, и 250 - за дополнительные образовательные услуги. Университетские говорили о плате 2-3 тысячи рублей в месяц. Эту сумму сумеют выложить не все родители, и количество учеников в гимназии сократится. На оставшихся возрастет финансовая нагрузка, им придется платить по 5-6 тысяч в месяц. Эту планку тоже одолеют не все, и количество учеников снова сократится. В конце концов может оказаться, что в гимназия не сможет набрать учеников - именно так, из-за слишком высокой платы за обучение прогорают многие частные школы. А если учеников нет, то школа - хоп! - закрывается.

Точнее, не «хоп», а «хап». Приватизация образовательных учреждений строго запрещена законом, но в пустом здании, где нет школы, можно разместить что угодно...

Впрочем, ДВГУ не будет размещать «что угодно»: в этих зданиях он разместит ДВГУ. Их собственный колледж, кстати, ютится в таком малюсеньком здании! А подготовительные курсы? В общем, вариантов много.

Коллектив Владивостокского педколледжа №1 и гимназии при нем устраивает такой вариант: их оставляют в покое и позволяют и дальше готовить учителей для школ Приморья и обучать детей в замечательной атмосфере гуманитарной гимназии. Родители студентов и гимназистов готовы отстаивать этот вариант с законами в руках.

Чья возьмет?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


В.Я. ЕФРЕМОВА, преподаватель русского языка и литературы, Заслуженный учитель:

Наше учебное заведение может жить самостоятельно. Набор мы выполняем. Выпускники работают в школе. Гимназия - прекрасная база практики для студентов. И в школе даже начинающие учителя - наши выпускники - почти не испытывают трудностей. Педколлектив считает, что нет оснований ликвидировать наш педколледж как учебное заведение.


Совет директоров педагогических колледжей Дальневосточного региона - губернатору Приморского края С.М. Дарькину:

Как показала практика Центральной России и Дальневосточного региона, не все абитуриенты по своему социальному положению могут позволить себе получение высшего образования. Убедительно просим Вас учесть отрицательный опыт Еврейской автономной области: в свое время они ликвидировали педагогическое училище, включив его в состав Биробиджанского государственного педагогического института, тем самым уничтожив структуру среднего педагогического образования в субъекте федерации, а сегодня пытаются вернуться к первоисточникам, но утерян опыт, кадры, разрушена система. Это печальный пример, который призывает учесть ошибки предшественников, не повторять их, а извлекать уроки.

О развитии ситуации читайте в № 12:


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100