Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (1017) от 11 сентября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Владивосток как метафора российских желаний

Globe and Mail. Канада. Марк Макиннон. Владивосток, Россия. 6 сентября 2012. Фото: РИА Новости.

Владимир Путин, президент каскадеров России, в четверг надел белый шлем и комбинезон и отправился в сибирское небо в белом мотодельтаплане. Это была уловка, придуманная, чтобы обмануть стаю редких журавлей и заставить их лететь за ним в первом полете, прежде чем выпускать их в дикую природу.

Сегодня г-н Путин будет во Владивостоке, российской тихоокеанской столице, готовящейся представить город 22 лидерам, прибывшим на форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества на высшем уровне. Он будет пытаться убедить их в том, что Россия готова играть более важную роль в Азии, а Владивосток готов присоединиться к Пекину, Сеулу и Токио как один из экономических центров Северо-Восточной Азии.

Проблема только в том, что Владивосток выделяется в этом обществе, как, ну, человек в костюме птицы, пытающийся научить летать стерхов.

На первый взгляд – и это все, что премьер-министр Канады Стивен Харпер и другие лидеры АТЭС будут посещать в течение 48-часового саммита в эти выходные – Владивосток выглядит готовым к событию. Саммит АТЭС пройдет на острове Русский, удаленной бывшей советской военной базе, на котором построен новый кампус Дальневосточного федерального университета (он начнет свой учебный год, как только саммит закончится и VIP гости освободят будущие общежития и аудитории).

Но пока официальные делегации, вероятно, будут впечатляться видами современных и усиленно охраняемых мест, деловые люди, перемещающиеся по месту саммиту АТЭС, обретают понятие, насколько Дальний Восток России отстает от центров экономической мощи, с которыми он пытается летать, и о том, как бизнес в России часто делается на честном слове.

Русский остров соединен с остальной частью Владивостока самым длинным вантовым мостом в мире, недавно законченным, как говорят, со сметой в 1 млрд $. Лидеры АТЭС увидят впечатляющие пролеты моста – окрашенные в синий, белый и красный цвета российского флага – сверху, поскольку их везут непосредственно из нового терминала аэропорта Владивостока на остров Русский на вертолете.

Во время саммита АТЭС «Владивосток станет центром бизнеса и политики», написал г-н Путин в статье, опубликованной в четверг в Wall Street Journal. Далее он изложил свое видение Дальнего Востока как связующего звена между рынками Азии и Европейского Союза, который также граничит с Россией, хотя и отстает на семь часовых поясов. «У России есть что предложить. Мы уже строим современные порты на Дальнем Востоке, проводим модернизацию транспортной и грузовой инфраструктуры и совершенствуем национальные таможенные и административные процедуры».

По большим планам, которыми владивостокские бюрократы хвастались всего несколько месяцев назад, те делегаты, которые не останавливались на острове Русский, должны были остановиться в паре пятизвездочных отелей Hyatt, строящихся на холодном побережье этого отчасти изящного, отчасти ветхого 600-тысячного города.

Но несмотря на уведомление пять лет назад о том, что город будет принимать у себя АТЭС в 2012 году, оба отеля к моменту саммита находятся в стадии строительства, и до открытия остается еще несколько месяцев. Небедные азиатские бизнесмены были вынуждены бороться за редкие номера в горстке существующих советских отелей, учреждений в две звезды, таких как «Гранит», «Азимут» и «Экватор». Собственники гостиниц с радостью утроили обычную стоимость на этой неделе за шумные комнаты без кондиционера, некоторые прямо над ночными стрип-клубами.

«Лично мне бы хотелось, чтобы строительство под АТЭС закончилось в срок, чтобы мы могли обслуживать наших гостей в пятизвездочных отелях. ... Я испытала большое давление от властей разного уровня», – говорит Марина Ломакина, генеральный директор компании «Наш дом Приморье», которой было поручено строительство двух отелей «Хайатт». Она говорит, что невозможно было для фирмы одновременно удовлетворить требования правительства, чтобы открыть их к саммиту, и исполнить строгие строительные стандарты «Хайатт».

«Все понимают, что к востоку от Урала у нас нет пяти-звездочных отелей. Если мы хотим интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион, мы должны иметь недвижимость такого типа».

Даже на месте проведения саммита остается беспокойство, что Владивосток не сможет принять 10 тысяч гостей со всего региона. Агентство Интерфакс сообщило, что одежда для 1500 человек персонала пришла из Китая с некоторыми дефектами, заставив в последнюю минуту устроить пошивочный марафон. Три новых судна на подводных крыльях, которые должны были осуществлять трансфер делегатов на остров Русский и обратно, до сих пор не появились.

Прием АТЭС, который должен был преобразовать Владивосток и Дальний Восток, вместо этого стал еще одной темой для разочарованных жителей, раздраженных далекой Москвой.

Таксисты радуются, показывая, что в то время как здания и мосты вдоль главного маршрута от аэропорта до места проведения саммита были покрашены свежей краской, стороны тех же зданий, не выходящих на дорогу остаются неокрашенными и осыпаются. Часть той же дороги рухнула во время сильных дождей в прошлом месяце, что привело к опасению, что дорогая новая инфраструктура города долго не простоит.

«Это фальшивое, большое шоу для иностранцев, которые будут проезжать по новым дорогам и мостам. Но если вы свернете с этих дорог, попадете в тупик. Только пара бетонных блоков, – говорит Александр Криницкий, 33-летний невролог и политический деятель. – Средний срок службы построенного составляет один год».

«Мой друг, который не был во Владивостоке в течение нескольких лет, говорит, что город выглядит по-старому, только отфотошопенный для саммита», – смеется Андрей Губин, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета.

Несмотря на критику, прием АТЭС остается символическим моментом для Владивостока и для России, говорит профессор Губин, шанс, чтобы дать понять Азии, что регион открыт для бизнеса и инвестиций. Эта задача встала более остро, так как в Европе усилились финансовые проблемы, и ставка на Азию кажется намного надежней.

До АТЭС «никто не знал о Владивостоке, – говорит г-жа Ломакина из строительной фирмы «Наш дом Приморье». – Теперь все знают, и у всех есть интерес».

И в следующий раз, когда приедут гости, она клянется, там уже будет место, где можно приятно остановиться.

Globe and Mail. Канада.
Марк Макиннон. Владивосток,
Россия. 6 сентября 2012.
Фото: РИА Новости.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100