Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (1006) от 26 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Нужна ли нам госкорпорация?

Материал с заседания Совета Федерации

В Совете Федерации обсудили сценарии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока

Академик-секретарь Отделения Общественных наук РАН Андрей Кокошин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири: новые возможности и приоритеты государственной политики».

Участие в заседании также приняли члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представители Администрации Президента РФ, Полномочных представительств регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, аппарата полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, представители Всероссийского центра изучения общественного мнения, эксперты.

Открывая заседание, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук отметил, что развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири имеет для России стратегическое значение. Задача проведения расширенного заседания – комплексно оценить сложившуюся ситуацию с реализацией программ и проектов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также – определиться с планом действий по совершенствованию законодательства и нормативной базы в этой сфере.

При подготовке расширенного заседания Комитетом был получен ряд предложений по совершенствованию нормативной базы развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, подготовленных органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Указанные предложения поступили из Хабаровского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Республики Алтай, Магаданской области, Камчатского края, Республики Хакасия, Сахалинской области, Красноярского края, Амурской области и других субъектов РФ.

Значительная часть предложений содержит перечень мер по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни людей, работающих на территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечения привлечения, закрепления населения и предотвращения трудовой миграции. Среди мер, призванных обеспечить выполнение данных задач – предоставление льготной ставки по ипотечным кредитам вплоть до нулевой, индексация пенсий для жителей Сибири, введение так называемых «северных» коэффициентов и надбавок, в том числе в части начисления и выплаты материнского капитала.

Как отмечено в предложениях регионов, необходимо провести коренную структурную перестройку экономики макрорегиона, значительно повысив долю обрабатывающих производств, выпускающих с использованием инновационных технологий продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Одним из ключевых направлений развития экономики макрорегиона должно стать развитие сырьевой базы и стимулирование отечественных и зарубежных инвесторов, которые вкладывают средства в обрабатывающие производства, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для достижения этой задачи регионы предлагают целый ряд мер, включая отмену таможенных пошлин для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости и на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации. Также предлагается ввести прямую инвестиционную льготу в форме освобождения от налогообложения части налоговой базы, инвестируемой на расширение (восстановление) основных фондов производственного назначения.

Развивая транспортную и логистическую инфраструктуру, необходимо модернизировать существующие и построить новые специализированные порты, способные обеспечить переработку грузов в соответствии с международными стандартами, разработать и внедрить механизм предоставления субсидий из средств федерального бюджета на развитие автомобильных дорог регионального и муниципального значения на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Одним из инструментов решения данных задач может стать создание государственной компании развития Востока России как института, деятельность которого направлена на решение экономических и социальных задач, стимулирование инвестиций в рамках проектов по освоению природно-ресурсного и промышленного потенциала регионов.

При создании государственной компании необходимо учитывать интересы и предложения регионов по повышению эффективности функционирования данного государственного института, предусмотреть нормы, позволяющие более четко разграничить полномочия и ответственность между Госкомпанией, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Как отметил в своем выступлении Академик-секретарь Отделения Общественных наук РАН Андрей Кокошин, Академией наук ведется системная работа по анализу и разработке предложений по проблематике развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так, более 20 академических институтов приняли участие в разработке Аналитического доклада «Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона». По словам Андрея Кокошина, достижение целей развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока возможно только при условии активного вовлечения в данный процесс высших государственных институтов, осуществления структурных и управленческих изменений. По оценке Андрея Кокошина, общий уровень инвестиций при реализации планов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока оценивается в 570 млрд долл. до 2030 года.

Руководитель группы аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения Сергей Борисов в своем выступлении отметил, что тематика государственного стимулирования ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока – одна из наиболее актуальных в последнее время среди ведущих политико-экономических тем в стране. Мнение широких слоев населения, их чаяния, социальные настроения и надежды необходимо учитывать при создании и проработке программ развития макрорегиона, что является важнейшим залогом успеха государственных инициатив.

Именно для выявления мнения населения Восточной Сибири и Дальнего Востока ВЦИОМ запустил масштабное исследование общественного мнения в этих регионах.

В процессе исследования планируется выявить черты общих социальных настроений и ожиданий населения, основные проблемы социального характера в преломлении общественного мнения. Важно также установить, насколько в общественном мнении находят поддержку государственные инициативы по ускорению развития Сибири и Дальнего Востока, госпрограммы и проекты льготирования социальной сферы указанных регионов.

По словам советника Департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Сергея Бутрина, формирование новой структуры государственного управления развитием Восточной Сибири и Дальнего Востока идет полным ходом, однако это не исключает определенных трудностей с функционированием новой конфигурации органов исполнительной власти. В частности, при передаче ряда функций действующих министерств и ведомств вновь созданному Министерству развития Дальнего Востока неизбежно появляется вопрос разграничения корпоративных интересов и полномочий.

Как отметил заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Вячеслав Штыров, на государственном уровне в последнее время реализуется ряд масштабных инициатив, касающихся развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, в частности, создано Министерство развития Дальнего Востока. При этом, подчеркнул Вячеслав Штыров, необходимо учитывать, что ряд действующих федеральных целевых программ и стратегий подразумевает включение в их исполнение не только регионов Дальнего Востока, но и Сибири и Байкальского региона.

В этой связи возможно, стоило бы вернуться к высказанной Владимиром Путиным инициативе создания Государственной корпорации развития Сибири и Дальнего Востока и с учетом новой конфигурации государственного управления вопросами развития Сибири и Дальнего Востока более четко сформулировать предмет ее действия.

В обсуждении также приняли участие члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Николай Рыжков, Аркадий Чернецкий, Николай Максюта.

Подводя итоги расширенного заседания Комитета, его участники отметили, что тема совершенствования нормативной базы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока вызвала заметный отклик, что обуславливает необходимость продолжения ее обсуждения.

Согласно принятому на заседании решению, материалы заседания будут направлены Председателю Совета Федерации ФС РФ Валентине Матвиенко с предложением продолжить работу по данной проблематике.

От редакции «АВ»

За всей этой словесной шелухой нам видится один убийственный результат: кто-то кладет большую часть нашей страны себе в карман.

И без того до предела монополизированная экономика нашей страны, почти уничтожившая всю промышленность, теперь и вовсе накрывается, как медным тазом, огромной госкорпорацией, которая не только удушит всякие остатки частного бизнеса, но ещё и узурпирует власть в этой части страны.

Нас лишают всех прав... У вас другое мнение?

Материал с заседания Совета Федерации


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100