Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (990) от 6 марта 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Политическая весна

Илья ПАВЛОВ

КАК Я БЫЛ НА ВЫБОРАХ НАБЛЮДАТЕЛЕМ ОТ ПРОХОРОВА
Всё началось, как только и может начаться в XXI веке, с Интернета. Интернет давно заменил мне телевизор и стал моим окном в мир.

Глядя в это окно, я узнал о начале политической весны в России. Символом этой весны для большинства молодых россиян является, как мне кажется, Алексей Навальный. Он хорошо представлен в Интернете, его сайты сделаны очень профессионально – они просты и информативны.

Один из таких сайтов – rosvybory.org предлагал всем желающим зарегистрироваться в качестве независимого наблюдателя на предстоящих выборах президента. Нигде это не оговаривалось, но сразу стало понятно, что речь идет о бесплатной работе – нам предлагалось стать волонтерами.

Я записался в наблюдатели и стал ждать, когда же мне ответят и дадут соответствующие инструкции. Ждал долго и уже отчаялся – выборы уже через несколько дней, а от росвыборов – ни привета ни ответа. И вдруг, их как прорвало. Мне стали приходить письма со всевозможными инструкциями – как официально стать наблюдателем, как вести себя на избирательном участке, как фиксировать и пресекать нарушения…

И кроме прочего, мне предлагали прийти по адресу в Петербурге и получить документы для аккредитации на выборах в качестве наблюдателя. По этому адресу оказался предвыборный штаб Прохорова по Ленинградской области. Там меня назначили «членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса».

Атмосфера в штабе мне очень понравилась. Во всем оттенок временности и недоделанности – видимо, ребята на днях сняли потрепанный офис, наклеили скотчем плакаты Прохорова и принесли туда несколько ноутбуков. И вместе с тем – дух энтузиазма и деловой взаимопомощи. Бюрократизма – ровно ноль.

Конечно, там записали мои паспортные данные и так далее, но писали с моих слов. Им было важно, что я согласен работать, остальное – вторично. Мне выдали увесистый комплект документации, который должен мне помочь достойно наблюдать за выборами, и интернет-ссылки на лекции о том же. Я просмотрел 2 лекции. Вся эта авантюра стала мне нравиться все больше и больше.

Я обнаружил себя внутри хорошо отлаженной структуры. Почувствовал себя хорошо вооруженным и подготовленным. Меня поразила «Дорожная карта» – четырехстраничный документ, в котором детально описаны все действия, которые я, как наблюдатель, должен совершить во время выборов.

В карте было предусмотрено, что найдутся сотрудники избирательной комиссии, которые будут мне мешать действовать в рамках закона. На этот случай напротив описания каждого моего шага стоит ссылка на страницу закона, в котором регламентируются мои действия.

И вот, 4 марта 2012 года в 07:30, я переступаю порог избирательного участка. Первые же мои попытки следовать строго по «дорожной карте» разбиваются об ожесточенное неприятие моих требований со стороны председателя избирательной комиссии № 214. Мне было сделано первое и предпоследнее замечание о том, что я мешаю работе и, если что, буду выдворен.

Между тем, в 8 утра двери участка открываются для избирателей. И поток граждан стал нарастать медленно, но неумолимо. Часам к 11 на нашем избирательном участке было не протолкнуться.

Я старался следить за урной, считать количество опущенных бюллетеней, но интересней было просто наблюдать за избирателями. Мне показалось, что те наши граждане, которые посещают выборы, это немножко не те, которых мы встречаем на улицах и в магазинах.

Наши избиратели – они более улыбчивы, вдумчивы, открыты. Люди в возрасте опускают бюллетень с чувством значительности на лице. Они понимают и ценят ту меру ответственности, которая на них лежит в эту минуту.

Для людей среднего возраста поход на избирательный участок – это скорее семейное мероприятие. Они приходят с супругами и маленькими детьми. Дети, вопреки закону, вместе с одним из родителей, заходят в кабину для голосования, смотрят, что происходит… Потом мама или папа поднимает своего ребенка к урне и предлагает малышу засунуть бюллетень в прорезь. Невозможно смотреть на это без улыбки.

Начиная с полудня начала просыпаться молодежь. Молодые люди подходят к урне со смущенной улыбкой или наглой ухмылкой. Мне понятно – для них прийти сюда и принять участие в бессмысленном взрослом ритуале – почти подвиг. Интересно, что девушек пришло значительно больше, чем молодых людей.

Мои взаимоотношения с председателем комиссии нормализовались. Он все еще смотрит на меня волком, но все меньше возражает на мои требования о строгом соблюдении закона. И когда на избирательный участок пришли иностранные наблюдатели, я им честно сказал, что жалоб у меня нет, и я не ожидаю фальсификации на этом избирательном участке.

Между прочим, финн спросил меня по-английски, как я собираюсь проверять, правильные ли результаты будут сообщены в ТИК, я гордо показал свой смартфон, и сообщил, что по инструкции должен передать результаты выборов в свой штаб с помощью мобильного Интернета.

Большое удовольствие доставило мне общение с наблюдателями от других кандидатов. Как повелось, наблюдатели от партии власти держатся особняком, а все остальные наблюдатели – активно дружат между собой и помогают друг другу.

Между прочим, в памятках и инструкциях почти всех наблюдателей отмечается, что необходимо кооперироваться с наблюдателями от конкурентов. Кроме обычных разговоров нет-нет да и всплывала тема: кто из наблюдателей здесь за деньги, а кто – бесплатно. Я никого не расспрашивал, но среди нас были и те, и другие. В связи с этим интересен один мой маленький диалог с заместителем избирательной комиссии. Я его предупредил, что собираюсь снимать на видео процесс вскрытия урн и подсчета голосов. Он попытался мне это не разрешить. Последовала стандартная отсылка к закону. Сергею Владимировичу пришлось отступить с такими словами: «Снимай, у Прохорова много денег, он многое себе может позволить». Я спросил «Вы не верите, что от Прохорова может быть наблюдатель бесплатно?». Он не верит.

Еще до начала подсчета голосов мы, наблюдатели, были уверены, что на этом участке фальсификаций нет, и не планируется. Меня настораживало только неизменно хмуро-угрожающее лицо председателя комиссии. Но, возможно, он просто сильно нервничал.

Но мы не теряли бдительности и ни на минуту не оставляли без нашего внимания урну и процесс подсчета голосов. Конечно, мы все ждали чуда – что Путин не наберет 50% и политическая борьба продолжится, Но чуда не случилось – на нашем участке Путин получил 53% голосов. Хотя маленькое чудо всё-таки случилось – Прохоров занял 3-е место с 15% голосов.

В целом, надо признать, что я своими глазами увидел, что Путин пользуется реальной поддержкой тех россиян, которые посещают выборы. Хотя это знание и не сделало меня сторонником уважаемого ВВП.

Когда председатель избирательной комиссии подписывал мне копию итогового протокола, я протянул ему руку и поблагодарил за честные, хорошо проведенные выборы. Он в ответ наградил меня искренней улыбкой.

Илья ПАВЛОВ, бывший член избирательной комиссии избирательного участка № 214 с правом совещательного голоса.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100