Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (763) от 31 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Молоко… в Париж

Галина Сизова

Сергей Петрович Сидоренко уже третий созыв подряд является депутатом Законодательного Собрания Приморья. Возглавляет комитет по продовольственной политике и природопользованию. А еще – он директор Приморской овощной опытной станции с. Суражевка. Сегодня Сергей Петрович - гость нашего номера.

Корр. – В августе резко подскочили цены на все китайские фрукты, причем, не на проценты, а в два-три раза. К примеру, цена на яблоки поднялась до 90 рублей за 1 кг и сравнялась с американскими. С чем это связано?

- С отсутствием собственного товара. Мы полностью зависим от импорта. В застойные советские времена в Приморском крае было 12 плодово-ягодных совхозов, в которых выращивали яблоки, груши, абрикосы, малину, черную смородину. Даже в Кавалеровском районе, приравненном к Крайнему Северу, умудрялись в селе Суворово выращивать теплолюбивые абрикосы, малину, смородину. Я даже не говорю о многих сортах груш. Это был самый северный сад Приморья.

Наши совхозы не выдержали конкуренции. Они разорились. Теперь в крае нет ни одного плодово-ягодного хозяйства. Так о чем разговор? Китайцы будут над нами «издеваться», как захотят, и мы ничего не сможем им противопоставить. Они предложат нам цены в 20 -30 раз выше. И у нас не будет выбора, потому что ликвидировали собственное производство: сады, огороды, ягодники.

Корр. – Вам не кажется, что к селянам отношение власти всегда было более прохладное, чем к горожанам? И интересы сельского населения всегда принижались, игнорировались?

- К сожалению, это так. Никто не хотел понимать важности и значимости работы крестьянина. Того, что именно не очень образованный и не всегда модно одетый земледелец или скотник кормит своим горбом всех горожан.

Мне вспоминается директор треста овощепрома А.П. Чубарь. Он как-то с горечью сказал: «Никогда, наверное, не будут поддерживать село. До тех пор, пока не будут грызть полированные столы». Помнится лет 12 назад пришли мы как-то к вице-губернатору, курирующему сельское хозяйство, с просьбой поддержать село. Он посмотрел на нас непонимающими глазами и спросил: «А сколько надо пароходов продовольствия, чтобы прокормить жителей Приморского края? Мы продадим рыбу и купим мясо, молоко, зерно, овощи, фрукты». Открытым текстом сказал, что крестьяне, как люди, ему не нужны вообще. И это говорил вице-губернатор края!

За рубежом считается, если страна импортирует 20 процентов продуктов питания, то она зависимая. У нас же на сегодня – все 50 процентов, а по отдельным продуктам в Приморском крае – и все 70 процентов. Россия из аграрной страны, способной кормить не только себя, но и другие страны, стала экономически зависимой.

В Концепции национальной безопасности России, утвержденной указом Президента РФ от 17.12. 1997, угрозой национальной безопасности, наравне с другими, считается продовольственная безопасность, что означает обеспечение физического и экономического доступа населения к продовольствию в количестве, достаточном для активной жизни.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации администрацией Приморского края разработан комплекс мер по реализации проекта «Развитие агропромышленного комплекса Приморского края в 2005-2007 годах», которым определены приоритетные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; привлечение и закрепление специалистов в сельской местности.

Однако реформы на селе, где разрушен сельскохозяйственный комплекс советского времени и нет достаточных инвестиций для нового развития, идут медленно. Поэтому край остается в опасной зависимости от импорта и завоза основных продовольственных товаров.

За последние шесть лет импорт продовольствия в Приморском крае увеличился почти в три раза. В товарной структуре импорта преобладают в первую очередь мясо и мясопродукты. Затем майонез, растительное масло, молочная продукция. Дальше идут овощи и фрукты.

Корр. – Как обстоят дела в крае с производством зерновых, сои, риса, гречихи?

- Объемы производства не сопоставимы с советскими временами, но есть рост. В прошлом году гречихой было засеяно 6829 га, а в нынешнем – 7674 га. Рисом в 2006 году засеяли только 3500 га, а в 2007 - уже 6016 га. Почти в два раза больше!

Коллективные сельхозпредприятия малочисленны. В них работают от 30 до 100 человек. Конечно, в 1985 году в Приморском крае засевали по 40000 га риса, но тогда и трудились на производстве тысячи людей.

В 1990-2000 годы произошел быстрый спад по производству зерна, а в мире сейчас большая востребованность на этот вид продукции. Человечество прекрасно понимает, что запасы нефти и газа не безграничны. Нужно искать альтернативное топливо. Теоретически в него можно перерабатывать все. Поэтому в США уже строится около 100 заводов. Резко подскочила цена на зерно. Наш Уссурийский масложиркомбинат уже отправил первую партию растительного масла в Корею. Цены на него тоже сильно выросли.

Корр. - Можем ли мы накормить весь Приморский край своим картофелем?

- Да, конечно. Картофеля в Приморье производится достаточно: около 500 тысяч тонн. Имеются ввиду все сельхозпредприятия вместе взятые с подсобными хозяйствами. Мы даже продаем в Магадан, на Чукотку. На сегодня отпускная оптовая цена в хозяйствах - 7 рублей за килограмм. И только картофель сортов «роза», «зекура» за особые вкусовые качества стоит чуть подороже: 8-10 рублей за килограмм. Другое дело, что во Владивостоке к потребителю она попадает уже по 15-20 рублей за килограмм. Перекупщики очень существенно поправляют свое финансовое положение: в два раза больше, чем земледелец, который выращивает картофель.

Чтобы удешевить продукцию, необходимо создание потребительских сельскохозяйственных кооперативов. В крае уже создано 15 таких снабженческо-бытовых кооперативов. Но они никак не могут набрать обороты в работе. Сельхозкооперативам требуются деньги на развитие производств – на транспорт, например. Однако они не могут взять деньги без залога. А в залог отдать просто нечего. Это тормозит работу. Надо бы выступать более активно.

Корр. - Как развиваются в крае подсобные хозяйства?

- Личное подсобное хозяйство – становой хребет сельского хозяйства Приморского края. Еще четыре года назад предложили депутаты-аграрники принять закон о государственной поддержке личных подсобных хозяйств в Приморском крае. Потребовалось несколько лет, чтобы люди поняли, что этим надо заниматься серьезно.

У крестьянина на сегодня образовалось четыре большие проблемы:

– некуда девать свою продукцию. Никто не принимает, а самому торговать некогда;

– деревни катастрофически «стареют» на глазах. В селах нет работы, а та, что есть, не дает достаточного заработка. Молодежь уезжает в город. В деревнях остаются одни старики. Работать на земле некому;

– крайне низкий уровень механизации, все работы практически выполняются вручную;

– недостаток финансовых ресурсов. В тех хозяйствах, где есть молодежь, нет денег. Только совсем недавно принято решение выдавать кредит на личные подсобные хозяйства до 700 тысяч рублей.

Корр.: – В чем причина резкого повышения цен на молочную продукцию, особенно на сыр?

- Наши молочные комбинаты на 70 процентов работают на сухом молоке. Китайское население резко улучшило свое благосостояние. И если раньше китайцы жили в основном на рисе, то сегодня они стали активно покупать молочные продукты и говядину. А так как китайцы традиционно занимались производством свинины и птицы, то огромное недостающее количество стали закупать за рубежом. Иностранный рынок мгновенно среагировал резким повышением цен. Спрос диктует предложение.

Что касается Приморья, то мы и в добрые годы сами себя не обеспечивали в полном объеме мясом и молоком. А теперь и вовсе находимся в плачевном состоянии: доля ввоза мяса и мясопродуктов составляет около 70 процентов.

Приведу несколько примеров. В 1990 году в Приморском крае было 147 тысяч коров, сегодня – 34 тысячи. На одного человека в год приходится 40 литров молока, а фактически потребляем 126 литров, кстати, что в три раза меньше медицинской нормы. По России эта цифра равняется 200-240 литров.

Мы потеряли сельское население края. Еще 30 лет назад в селах Приморья жило около 800 тысяч человек. В хозяйствах работало по 1000 человек и больше. Сегодня сельских жителей осталось 400 тысяч. Резко упал престиж крестьянского труда. Только 4 процента выпускников сельхозинститута остаются работать на селе. Все остальные уезжают куда угодно.

Необходимо кардинально изменить отношение к селу и тем, кто там живет. В этом плане очень показателен пример Белоруссии. Там в каждом селе ежегодно строится по пять домов. Поголовье коров в три раза выросло. Надой на 1 корову составляет более 5 тысяч литров молока в год, когда для нас, в Приморье, 3 тысячи - было золотой мечтой.

Там молоко в специальных огромных фурах с охлаждением возят в … Париж! Да-да, батька Лукашенко напоил всю страну молоком и теперь кормит Европу! И, несмотря на злопыхательство недругов, Белоруссия живет и процветает, и белорусский сыр лежит у нас во Владивостоке на прилавках. А для этого 15 процентов бюджета Белоруссии расходуется на сельское хозяйство, а планируют вкладывать и все 20. Лукашенко считает, что селянин должен получать зарплату не менее чем на 20 процентов больше горожанина, потому что в свободное от основной работы время он еще трудится в своем подсобном хозяйстве без выходных и отпусков. И это правильно. У нас, к сожалению, только один процент из бюджета страны расходуется на сельское хозяйство, а надо - не менее 10 процентов.

Так какой отдачи ждать? Когда на селе будут созданы комфортные условия для проживания, хорошая работа и высокая зарплата, тогда и наш крестьянин сможет кормить не только себя, но и соседние государства.

Беседовала Галина Сизова.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100