Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (763) от 31 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Бриллианту - дорогую оправу!

Виктор Тарасов

Ещё в 60-е годы прошлого столетия советские писатели-фантасты писали, что по мере роста численности населения на нашей планете будет возрастать и дефицит земли под пашни, жильё, заводы и транспортные магистрали. Хорошо помню и иллюстрации фантастических проектов высотных зданий будущего и дорог между городами, поднятых довольно высоко над землёй.

А в воздухе “парили” диковинные для того времени летательные аппараты... Одним словом, всё говорило о том, что человеку пора бы задуматься о своём месте в этом мире, о том, как рационально использовать природные кладовые, как не навредить балансу между Природой и человеком.

Однако, судя по тому, как стремительно растут потребительские запросы человека в наше время, полудикие индейцы были гораздо дальновиднее, живя по неписанному закону - ”не навреди семи поколениям потомков, бери от природы самое необходимое для жизни”.

Возможно, нынешняя молодёжь и не слышала ничего подобного, но ведь будущее столицы Приморья создают сегодня далеко уже не молодые, а умудрённые жизненным и профессиональным опытом специалисты и политики.

Современные наши созидатели, вознамерившиеся было в 90-е годы построить понтонный мост через наш Золотой Рог, такой же как в Стамбуле, да ещё и бесплатный для городской казны, так и не смогли реализовать свою задумку, хотя уже и делегацию посылали посмотреть на стамбульское чудо. И слава Богу, что не построили, потому что для нашего Золотого Рога даже золотой мост в турецком варианте не годится. У них там и трамвай по мосту бегает с берега на берег, и торговля процветет прямо на мосту... Что же проще и у нас, да вот много ли счастья привалило бы чуркинцам от этой немыслимой благодати?!

Наверное, ещё долго Владивостоку пришлось бы ковылять в беспросветной неизвестности своего будущего, да только вдруг наверху сообразили, что город-то наш не из рядовых, что может действительно приумножить и богатство, и славу России, если только “причесать” его поприличнее, светёлок для дорогих гостей поставить посветлее, да вид из окон чтобы глаз радовал. И завертелось “колесо созидания” на повышенных оборотах...

Вот только заказ сверху обрушился действительно как “снег на голову” городской управы. И сотворили наши зодчие вкупе со столичными “проект” на скорую руку на уровне даже не вчерашнего дня, потому что ешё вчера, то есть в прошлом столетии, город должен был иметь хотя бы на бумаге прогнозируемое будущее своего развития с учётом роста своего населения, основных транспортных магистралей - этих “артерий жизни”, которые проектироваться должны прежде всех остальных объектов города. У нас же всё наоборот.

Ещё в 1993 году матёрый представитель краевой архитектуры назидательно говорил мне в беседе по этому поводу: “Эту проблему мы оставим нашим потомкам. У них и возможности, в смысле финансов, будут получше наших, и материалы, и технологии, вот и пусть думают и строят, что им надо будет”.

И вот оно, незаметно как-то, подкралось, это время! И уже не поставишь мост в самом выгодном и удобном для города месте, не построишь в необходимом месте дорогу, да к тому же ещё и не знаешь, каким будет наше метро даже через несколько десятилетий, не то что в отдалённом будущем. И ещё много неизвестных, которых в авральном темпе не решить.

Вот и демонстрируют своё “творчество” обречённо притихшим у телевизоров горожанам в виде “проектов” объездных дорог через Артём, по берегу Уссурийского залива. И особенно смелый “проект” через Амурский залив с мостовым переходом на полуостров Дефриз, с выходом на трассу Владивосток - Хабаровск. Ге-ни-аль-но!! Да по такому поводу жителям Дефриза впору “поляну накрывать” благодетелям, пока не передумали! Ну везёт же этому Дефризу - и очистные ему, и классную дорогу...

Только вот сильно сомневаюсь я, что по этой дороге, теоретически смахивающей на трубу, только с двумя концами, появится добровольное, да-да, именно добровольное желание у кого-то прокатиться без возможных приключений. А вдруг, чем чёрт не шутит, случись крупная авария, или проклятые террористы догадаются “помутить” - возьмут да и взорвут мостовой переход где-нибудь посередине... А сзади и спереди на самую современную объездную всё въезжают и въезжают многочисленные желающие прокатиться “с ветерком”. И что делать с такой “пробочкой”?

А вот ещё одна сторона скороспелого проекта, одобренного краевой администрацией, и “под шумок” даже Президентом РФ. Жители старших поколений должны ещё помнить, как в предпоследние десятилетия прошлого века буквально все причалы портов и судоремонтных заводов Золотого Рога и бухты Диомид почти всегда были заняты судами. Моряки наши, бывавшие в загранрейсах, наверно, могут сравнить размеры и оснащение иностранных портов далеко не в пользу наших, владивостокских.

Так это же было в прошлом веке, а какими видят наши Отцы порты Владивостока будущего? По-моему, никакими, потому что каждая власть в первую очередь думает о себе, любимой, а архитекторы проектируют то, что желает видеть власть сегодня. Вот и вся недолга, как говорят в народе.

Между тем, давно уже было видно, что торговый порт может развиваться только за счёт северного берега острова Русского с выводом на него железной дороги через Эгершельд. Думаю, другого варианта просто нет, а, следовательно, и объекты для планируемого форума АТЭС надо строить в живописной и защищенной от преобладающих ветров бухте Новик, а не на берегу Босфора Восточного.

К тому же и предлагаемые варианты обоих мостов абсолютно не отвечают потребностям не только Владивостока будущего, но даже и настоящего, не говоря уже о такой “мелочи”, как престиж великой России и гордость горожан, подобной гордости американцев за построенный ещё в позапрошлом веке мост “Золотые Ворота” в Сан-Франциско. Как раз на эту тему по телеку показали на днях рассуждения главного проектировщика моста через Золотой Рог Валентина Васильевича Аникеева: “Нет-нет, этот мост слишком дорогой, мы построим пониже и подешевле”. Вот, оказывается, как можно строить!! Даёшь стране угля!..

Ну не нарушать же извечных российских традиций! Понастроили дешёвых дорог по всей матушке-России, и ничего, живём. А тупые американцы, ничего не понимающие в особенностях российских “путей развития”, ещё и рассуждают: “Нет, мы не такие богатые, чтобы строить дороги, которые надо ремонтировать каждый год”.

Да что нам дороги, да мы..., да мы и мосты можем перестроить, если понадобится. А ведь понадобится, и очень даже скоро! Вот перестроили же однорядный некрасовский путепровод.

А что мост? Будут и у нас свои “Золотые Ворота” и не “посреди двора”, как с мыса Назимова, а там, где ему положено быть - у выхода в мировой океан, между мысом Басаргина и островом Скрыплёва, с продолжением до мыса Житкова эстакадой по мелководной косе.

Конечно, очень дорогие будут эти “Ворота”, и многие не одобрят такое приобретение для Владивостока. А мало ли было несогласных у российского храма, Эйфелевой башни, многих других творений искусства и архитектуры мирового значения, не принятые в своё время обществом, за которые теперь платят бешеные миллионы?! Значит, eсть дpугиe ценности?

Существует такая известная истина: “Бриллиант только тогда засияет всеми своими гранями, когда будет заключён в дорогую оправу”. Такой оправой для Владивостока и должна стать основная дорожно-транспортная система для всех видов транспорта Города Будущего, в трёх уровнях по всему периметру границы города с пятью основными мостами и городом Артёмом, включённым в состав Нового Владивостока, с национальным парком регулируемого посещения по центру, с восстановленным растительным и животным миром до первозданного состояния.

Город - не личное подворье чиновников от власти, в нём надо строить градообразующие объекты вовремя, основательно и с пользой для всего населения города, а не то, что сегодня можно построить подешевле, с оглядкой на городской кошелек. Руководству города и края надо находить механизмы финансирования, когда речь идёт о пользе своевременного развития Владивостока как “парадного подъезда” России на востоке.

Не вовремя построенные и даже не вовремя спрогнозированные основные объекты сегодня наглядно доказывают, насколько важны сбор и обсуждение народных идей. Они почти всегда рождаются вовремя и поэтому дорогого стоят, предупреждая огромные расходы на исправление дорогостоящих “ошибок”. И примеров тому у России множество.

Пока ещё не совсем поздно, необходимо найти другой вариант доставки участников форума на о. Русский. А престижные, достойные великой державы проекты молодых талантов показать высоким гостям на построенном к тому времени крупномасштабном макете, который позволит не только прикрыть срамоту нашей отсталости в градостроении, но и “обкатать”, как на испытательном стенде, проекты на международном уровне и выбрать самим горожанам, в каком городе жить их внукам и правнукам.

И никаких “объездных дорог” специально строить не надо, так как в этом качестве, в случае необходимости, могут использоваться внутригородские дороги первого уровня, на которые сможет быстро съехать автотранспорт с основной транзитной магистрали второго уровня на любом отрезке, оснащённом системой светофоров. Одностороннее движение в обоих направлениях будет регулироваться из диспетчерских пунктов нажатием кнопок на пульте управления.

В перспективе над транзитной автомагистралью может быть построена линия метро в несколько раз дешевле, проще и быстрее подземного, которое у нас вообще исключено. Зато поезда метро в облегчённом и более современном варианте в третьем уровне, станут не только визуальным украшением города с разнообразием климатических условий от материкового до морского климата, но и замечательным туристическим маршрутом по всему периметру его границ, богатому разнообразием городских, парковых и морских пейзажей.

Виктор Тарасов, пенсионер.

P.S. Вести одновременно две гигантские стройки в Сочи и Владивостоке, да ещё и в сжатые сроки - для России весьма сложная задача. К тому же, отсутствие опыта строительства высотных мостов и неизбежное участие зарубежных фирм может намного повысить и без того колоссальные финансовые затраты.

Вместо предлагаемых трёх малоэффективных и бесперспективных мостов предлагаю:

1. В целях ослабления транспортной нагрузки на культурно-исторический центр и площадь Луговую, построить временный разводной мост в районе остановки общественного транспорта (далее 00Т) “Лазо” — мыс Чуркин на уровне улиц Светланская и Калининская, а также автодорожный тоннель от 00Т “Некрасовская” - ул. Светланская в р-не цирка с выводом троллейбуса на кольцевой маршрут Светланская - Океанский проспект - Советский район.

2. Построить временный понтонный разводной мост с Токаревской Кошки на о. Елены и такой же мост с о. Елены на южный берег бухты Новик, соответственно изменив маршрут по задворкам Первомайского района на более респектабельный Эгершельд с соответствующей реставрацией дорог, строительством водно-спортивных и яхтклубов в б. Новик и других необходимых объектов.

3. Одновременно вести экспертное прогнозирование и проектирование “дорогих” высотных мостов и формирование грузо-пассажирских потоков на остров по более логичной схеме, опубликованной в краевой газете “Арсеньевские ВЕСТИ” от 21 февраля 2007 г.

4. Как неизбежную необходимость, прозондировать и своевременно осуществить возможность временного использования по доставке тяжёлых и габаритных грузов для строительства объектов АТЭС один из морских грузо-пассажирских паромов типа “Сахалин”, что позволит вести масштабное строительство и перевозку массы строителей и жителей о. Русский уже с начала 2008 года.

Считаю этот вариант наиболее реальным и интересным во всех отношениях, без привлечения зарубежных фирм. А высотные мосты на перспективу будут построены в своё время и в нужном месте, соединив кратчайшим путём все районы и острова Нового Владивостока - воистину Полномочного Представителя России на мировой геополитической арене.

В.Т.

Фото Галины СМАКОТА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100