Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (763) от 31 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мы одичали?

В. Богащев

Не совсем согласен с Г.К Лемещуком («АВ» за 12-18 сентября), насчет одичания - верно, достаточно посмотреть телепрограммы, вроде «Фабрики звезд». А вот насчет капитализма … Капитализм, если отбросить идеологические догмы, есть строй, направленный на создание и приумножение капитала, богатства общества. При капитализме растет производство.

Строятся заводы и фабрики, возникают новые города. Откройте «Большую Советскую энциклопедию», 2 издание, том 37, стр. 54 - как выросла экономика России в конце 19 столетия! Или это «коммунистическая пропаганда»? Другой вопрос: как распределялось это богатство при капитализме.

А что в нынешней России? Сокращается производство. Закрываются предприятия, построенные в эпоху социализма. Исчезают населенные пункты. Вымирает население. То есть, идет процесс обратный становлению капитализма, процесс декапитализации. Растет только вывоз за границу природных ресурсов с месторождений, открытых и обустроенных в советское время. Но ведь это экономика, типичная для колонии 19 века! Так куда же идет Россия? Где капитализм, хотя бы и «дикий»?

Тем временем народ охмуряют «отдельными достижениями», ставшими возможными на фундаменте, заложенном еще в советское время. Типичный пример – восторженный визг по поводу создания при участии французских и итальянских фирм, самолета «Суперджент -100», отвечающего «требованиям мировых стандартов», призванного заменить несовершенный самолет ТУ-134. Но простите: ТУ –134 был создан более 30 лет назад советскими конструкторами, без всякого участия иностранных фирм и был вполне совершенным. Его покупали и иностранные компании. Так куда идет Россия?

Хотелось бы добавить и к словам Лемещука: «Мы от этой свободы закрылись за решетками и железными дверьми…»

Мы, граждане России, переехавшие на жительство в Финляндию, удивляем соседей привычкой запирать двери, находясь в квартире. Там легкие деревянные двери, со щелью, куда почтальон просовывает корреспонденцию. Там почтальон доходит до каждой квартиры. А наши решетки, железные двери, сигнализации, камеры наблюдения для них первобытная дикость. В Финляндии министра иностранных дел можно увидеть в магазине, одного, без верной охраны. А более всего удивляет цивилизованных европейцев наша вопиющая бесхозяйственность. Горят во Владивостоке свалки, отравляя воздух газами горящего пластика: «Вы что нефть свою льете на землю и поджигаете?» У них (у европейцев) четыре контейнера: для бумаги, для пластика, для стекла, для металла. И жильцы аккуратно раскладывают по контейнерам выбрасываемое. Для них это не мусор, но ценное сырье, идущее в переработку. Упаковка тщательно собирается в магазинах. На коробках, бутылках наряду со стоимостью продукта (цены там фиксированные) указана стоимость тары. Не хочешь платить за тару - сдай пустую. И у нас так было. Помню Алма-Ату 60-х годов, в молочном отделе гастронома – десятка два наименований вернее, сметаны, кефира, ряженки… Все в широкогорлых стеклянных бутылках 0,5 и 1 литр, закрытых алюминиевыми крышечками с датой и сменой выпуска. А что у нас? Какое разнообразие форм фасонных бутылок! Целая страна работает над созданием новых и новых. Фактически одноразовых упаковок. Вроде бы цивилизованность, на деле – чудовищное расточительство, оплачиваемое из кармана потребителя.

А главное, там, в Европе нет уничтожающего человеческое достоинство деления на «благополучных» и «бедных», нуждающихся в «благотворительности», подачках в виде «субсидий». Да еще докажи, что ты неимущий, а наши «благополучные» не стесняются: «Бедным быть стыдно»; «Если ты умный, то почему не богатый?» и т.п.

Так в чем дело, почему такая разница в условиях жизни в цивилизованной Европе и России?

Во всех европейских странах – прогрессивная шкала подоходного налога, максимальная ставка в некоторых странах доходит до 50-60%. В России, напомним, уникальная такса – 13% процентов ставки. От 30 до 60% экономики в Европейских странах – в государственной собственности. При каком же строе они живут? Выступая в Стокгольме, Жорес Афров сказал: «Социализма сейчас в мире гораздо больше, чем было в начале 20 века. Социализм - это бесплатные медицина и образование. Это сильная социальная поддержка незащищенных слоев населения…»

А вот Ленинское определение социализма: «Социализм - есть ничто иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа». Так вот почему у нас так боятся самого слова «социализм».

В. Богащев, г. Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100