фото

Художник-маринист – это направление в живописи прочно ассоциируется с творчеством Ивана Айвазовского, который вошёл в историю, как непревзойдённый мастер кисти, прославивший морскую стихию. Но когда мы обращаемся к современной маринистике, мы называем имя Валерия Шиляева, ставшего достойным продолжателем традиций и отобразившего в целой серии марин подвиги моряков при освоении Дальнего Востока. Всего за период творческой деятельности им было создано более 1000 марин, в которых запечатлена история Тихоокеанского флота от парусников до грозных атомных субмарин, в том числе российские и зарубежные суда.

Его марины выставлялись на лучших площадках страны – в Госдуме и Кремле, в Центральном Доме Художника в Москве. На родине маринистики в Испании - в городах де Санта Круз и Тенерифе прошли авторские вернисажи, так же его марины экспонировались в Америке и странах АТР – Японии, Корее и Китае. Выставки периодически проходили по всему Дальнему Востоку – в родном Приморье, на Сахалине и Камчатке, в Амурской области, дважды, в 2011 и 2012 г.г., в городе Хабаровске.

Валерий Иванович ушел из жизни в 2017 году в возрасте 69 лет, не дожив до юбилейного вернисажа, к которому готовился, всего один год. Он состоялся во Владивостоке в июне 2018 года уже без художника. Выставку в доме офицеров флота организовала и провела арт-директор и вдова художника Светлана Шиляева.

Заслуженный работник культуры РФ, искусствовед Людмила Варламова писала о его творческой характеристики так: «Валерий Иванович Шиляев живописец, график, маринист, портретист. Главная тема творчества художника - стихия моря и корабли. Она решается им через историю дальневосточного российского флота, военного, торгового, рыбацкого, старинного и современного. В ней можно выделить пять магистральных направлений: исследование и освоение Дальнего Востока русскими военными моряками, морские виды с изображением кораблей, в честь которых названы бухты Владивостока и острова залива Петра Великого, русско-японская война 1904-1905 годов и Цусимское морское сражение, маяки южного Приморья, пейзажи окрестностей посёлка Преображение и города Находка.

И в живописи, и в графике Валерий Шиляев работал в манере близкой позднему академическому романтизму русской живописи середины XlX века, но продолжая, в основном, традиции морского пейзажа и батальной живописи, заложенные Иваном Айвазовским, он одновременно использовал опыт всей русской и европейской маринистической живописи.

Работы Валерия Шиляева находятся в галерее "PORTMEY", в Приморской государственной картинной галерее, в Военно-историческом музее Тихоокеанского флота, в Музее боевой славы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, в Морской Академии им. Г.И.Невельского, в ТОВВМИ им. С.О.Макарова, на кораблях Тихоокеанского флота, в галерее "Вернисаж", в Музейно-выставочном центре "Находка", в частных коллекциях России, США, Польши, Республики Корея, Японии, Испании»

С 2008 года Валерий Иванович периодически выставлялся в Находке в галерее «Вернисаж», поскольку являлся членом Приморского отделения Находкинского союза художников России.

Валерий Иванович художник самобытный, ни на кого не похожий. Он шел в творчестве своим непроторенным путем. В 1982 году приехал в Приморье, красотой которого был необыкновенно впечатлен. Энергия Тихого океана, полного красоты и безмятежной свободы, природные пейзажи, практически не тронутые цивилизацией, захватили его. В течение 15 лет, работая на судах, наблюдал воду, чтобы впоследствии наиболее достоверно перенести морскую стихию на холст. Решив посвятить себя жанру маринистики, часто приезжал в Феодосию, где изучал манеру письма великого Ивана Айвазовского. Со временем полученный опыт трансформировался в собственный стиль, в авторскую манеру письма присущую зрелому мастеру. Опыт, полученный в море, когда приходилось быть в эпицентре морской стихии и наблюдать ее разные состояния, отобразился в маринах.

фотоХудожник с семьей поселился в пос. Преображение в 2001 году. Там, в бухте Соколовской, на берегу моря стоит его дом и мастерская, где вдалеке от городской суеты и были созданы многие марины мастера. Впервые я увидела марины художника в 2008 году в галерее «Вернисаж» в Находке и сразу же прониклась неповторимым очарованием и мастерством художника. Его выставки проходили с периодичностью один раз в два года, либо раз в год, как правило, весной, приуроченные ко Дню города. И это всегда было ярчайшим культурным событием в приморской Находке.

Вернисажи Валерия Ивановича собирали множество любителей живописи, их посещали как первые лица города, творческая интеллигенция, так и простые горожане, которые шли потоком на выставку, чтобы приобщиться к этому живительному источнику гармонии и красоты.

Валерий Иванович искренне любил Россию, восхищался подвигами ее героев – исследователей-первопроходцев, моряков и рыбаков, этот посыл всегда исходил от его полотен. Особенно внимателен художник был к молодым, массово посещавшим его выставки. Курсанты мореходного училища Находки не только бывали на открытии, но и являлись благодарными слушателями на авторских встречах с художником, которые проходили в стенах Мореходного училища.

Авторские выставки всегда были праздником, на котором художник любил лично рассказывать об истории создания своих полотен, это могла быть памятная дата или событие в освоении Дальнего Востока. Зачастую он переходил от одной картины к другой и увлечённо делился сюжетами, воплощёнными кистью на полотне. На одном из вернисажей, рассказывая о картине «Большая волна», которая находилась в кабинете у директора галереи Кайтмаза Аварского, он сказал: «Когда я пишу картину, я так вживаюсь в процесс, что мне кажется – вода под мастихином булькает».

Его мастерская находилась у моря, как говорят, в шаговой доступности. И художник часто гулял по берегу, наблюдая морскую стихию. Все его марины написаны по памяти, но впечатления, которые выплёскивались на холст, брались именно из этих наблюдений. В мастерской была большая библиотека по маринистике, в которой были книги о всех судах мира. Ими художник пользовался для того, чтобы как можно достовернее отобразить исторические события и корабли. Бывало, он отправлялся в творческие командировки, чтобы увидеть ту местность, где происходило то, что он впоследствии писал на картине. Для него было важно всё - и исторически точно отображённый сюжет, и техника исполнения, и даже багет, которым обрамлялась картина.

Всегда и во всём творчество художника, его искания поддерживала жена художника Светлана Шиляева, взявшая на себя продвижение творчества и работу арт-директора. Она приложила много усилий для того, чтобы вернисажи Валерия Ивановича проходили на уровне.

После его ухода ею был организован посмертный юбилейный вернисаж во Владивостоке в 2018 году. А в 2020 году до пандемии прошли вернисажи во Владивостоке и в Находке. В них были представлены не только картины из наследия художника Шиляева, но и марины из частных коллекций, которые предоставили их владельцы.

Выставки имели широкий резонанс и привлекли много любителей маринистики. Экскурсии по вернисажу проводила экскурсовод Татьяна Федотова. Всего выставку во Владивостоке за трехнедельный выставочный период посетило порядка 1000 человек, оставивших в книге отзывов множество благодарностей.

Валерий Шиляев сделал сутью своего творчества область духовно-нравственной жизни русского народа, отобразив ее через малоизвестные страницы отечественной истории: исследование, освоение и защиту Дальнего Востока, военно-морское искусство и кораблестроение. Реалистическое искусство мастера понятно и открыто всем людям. Оно рождает в нас стремление к гармонии и красоте, благородству мыслей и поступков.

Великий русский художник Николай Рерих сказал: «Когда мы заявляем, что красота, искусство – это жизнь, мы говорим об эволюции прекрасного. Все, свершенное ради искусства, является достижением эволюции. Каждый, кто трудится на этом поприще – герой». Безусловно, Валерий Шиляев является продолжателем плеяды русских художников, творчество которого – связующий мост между классическими традициями и современностью, в чем может убедиться каждый, кто хотя бы однажды присутствовал на выставке и имел возможность прикоснуться сердцем к неповторимым маринам художника.

Творчество Валерия Шиляева ярчайшее явление в живописи не только Дальнего Востока, но и России в целом. И если в Феодосии есть музей Ивана Айвазовского и ежегодный международный фестиваль, посвященный его творчеству, то во Владивостоке, тоже могла бы быть галерея художника мариниста Валерия Шиляева, который, безусловно, достоин её. Его камерный музей есть в пос. Преображение, его марины можно посмотреть на официальном сайте www. shilaev.com, который ведёт вдова, арт-директор Светлана Шиляева. Но для широкой популяризации творческого наследия художника необходимы вливания со стороны государства и поддержка на самом высоком уровне. Ведь всё, что было сделано, создавалось огромными усилиями, зачастую преодолением сопротивления противодействующих сил и больших трудностей. Свой подвиг в искусстве Валерий Иванович совершил ради будущих поколений, ради народа России отдав для этого все свои силы. Последние годы жизни он тяжело болел, но, несмотря на недомогание, писал до тех пор, пока мог держать в руках кисть и мастихин. Это ли не доказательство преданности своему заданию, которое он добровольно взял на себя, придя в наш мир?

Лучший маринист России – именно так представляли Валерия Шиляева в прессе. Это звание, как и множество наград и благодарностей существует в действительности, как и любовь дальневосточников, в памяти которых он останется непревзойдённым мастером марины современности.

Анна Тарабрина.


Посвящается В.И.Шиляеву.

Эманирует море, зеленым туманом клубится.

Волнокрылою зыбью на розовый берег ложится.

Желтой долькой луны апельсиново длинно

Блещут блики волны экспрессивно.

Море тысяч оттенков, цветовых сочетаний

Колыбель самых смелых и дерзких мечтаний.

Необъятно как мир, грандиозно прекрасно!

Над изгибами волн реет парус атласный.

Слышно – мачты скрипят от напора стихии

Покорителей моря Колумбов России.

Упоительный взмах, тонкий штрих мастихина

И законченный вид обретает марина.


Анна Тарабрина