Татьяна Догилева, актриса:
- «Рабыню Изауру» я не смотрела, потому что меня не устраивало это зрелище абсолютно. Но в него целиком и полностью погрузилась моя мама, одинокая пенсионерка. Она просто жила этой «мыльной оперой» и время от времени пыталась мне пересказывать его содержание про горькую судьбу Изауры. Мама плакала, переживала за судьбу героини. Изауру называла девчонкой, она говорила: «А девчонку-то как обижают». Я была потрясена воздействием такого нехитрого зрелища на мою маму. Она в молодости всегда любила индийское кино, видимо, бразильские «мыльные оперы» использовали те же принципы, что и в индийском кино. Но я не согласна, что сериалы привлекают зрителей только в России. Американские и английские сериалы очень отличаются от наших в лучшую сторону. Невероятная актерская игра, исторические подробности в одежде, в поведении, в менталитете, в макияже. Это все вызывает восхищение. И молодежь очень ими увлечена, у них уже есть какие-то кодовые слова, кодовые фотографии. Об этом мне рассказывает моя дочь, и я с удивлением узнаю, что во всех сериалах заложен так называемый «фансервиc». И там такие актеры задействованы, силы, деньги. То есть сериалы - это такое самостоятельное направление кино- и видеоиндустрии, и оно будет развиваться.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»:
- Люди получают утешение благодаря «мыльным операм», что очень важно. Это происходило с конца 80-х годов и на рубеже 90-х, когда у нас появились все эти «Рабыни Изауры» и «Богатые тоже плачут». Это было так, как будто страна сходила на прием к психотерапевту и людям нашептали, что не все так страшно и все еще получится: неудачно женившийся сын когда-то будет счастлив, твоя дочь выйдет замуж, работодатель не будет таким проходимцем, и советская власть еще вернется. «Мыльные оперы» постоянно менялись, и будут меняться, каждые 5-7 лет происходит полная смена. Для телевидения сериалы всегда были важны, потому что они его кормят и большие заработки телевизионных начальников и телеведущих — это телесериалы. Они замещают людям кинофильмы и уже вытеснили сначала великие советские фильмы, потом европейские и американские, а сейчас вытесняют Голливуд. «Мыльные оперы» рассказывают пенсионеркам, главным рекламным инвесторам, о том, что можно с этой жизнью смириться. Именно поэтому я не вижу в ближайшее время никакой альтернативы телесериалам, которые позволяет людям как-то мириться с той жизнью, которую они не понимают, либо неправильно оценивают, либо ненавидят. А в нашей стране сериалы - основной культурный продукт, ничто не может с ними сравниться. Это примерно треть всех денег телевидения, поэтому оно в них влюблено. Сериалы российские — это первое место в мире, мы уже давно опередили такие страны, как Латинская Америка, США и тем более Европа.
Александр Назаров, главный режиссер сериала «Не родись красивой»:
- Любовь к «мыльным операм» объясняется очень просто. Почему люди больше любят читать романы, а не рассказы? Когда ты впервые сталкиваешься с романом, то его герой становится родственником, потому что ты его просто долго читаешь, и он входит в твою жизнь. Это очень серьезный эффект. С ним я столкнулся, когда посмотрел первый в своей жизни сериал. И когда однажды мне пришлось пропустить две серии любимого сериала, я начал страдать, потому что не знал, что было с моим «родственником» в это время. Этот момент возникновения родственных отношений с персонажами, мне кажется, очень важен. То есть герой сериала входит в жизнь и с ним не хочется уже расставаться. Мне кажется, что на этом построено очень многое. Схема та же, абсолютно, которая была у Немировича-Данченко, который ставил «Трех сестер» и говорил: «Поехали в гости к сестрам Прозоровым». Зритель любит быть свидетелем, он хочет становиться родственником персонажа, и это происходит с сериалом больше, чем с кино. «Мыльные оперы» нам навязывают, поскольку каждый вечер показывают одно и то же лицо. С персонажем в мою жизнь входит определенная проблематика, идея, определенный взгляд на мир и он начинает на меня влиять. Если я влюбляюсь в персонажа, и мне хочется каждый вечер его смотреть, он становится мне близок.
Виктор Матизен, кинокритик:
- Популярность «мыльных опер» была связана с тем, что до конца 80-х годов в нашей стране их не было, а тут они появились. Тогда наше телевидение стало энергично заимствовать, во-первых, игры, а во-вторых, сериалы. Естественно, наши зрители никогда раньше такого не видели, поэтому в первые годы «мыльные оперы» имели огромный успех. Тогда на телевидении стали задумываться, что неплохо и свои сериалы снимать. А сейчас у нас сериальное производство чуть ли не первое в мире. Все «мыльные» сериалы строятся по законам индийского кино, это в основном мелодрамы, а наша публика их любила еще в Советском Союзе, когда смотрела индийские фильмы, плакала и рыдала. Самые популярные картины в то время мексиканские и индийские. Потом время прошло и стали смотреть свои продукты такого же примерно качества, как те зарубежные. Со временем все осознали, что понятнее и интереснее свое. Когда вы смотрите западные сериалы, то погружаетесь в достаточно чуждый для вас мир, а это экзотическое удовольствие. Но когда вы смотрите свои «мыльные оперы», то получаете представление, хотя чаще всего и не совсем верное, о нашей жизни. Естественно, это ближе. Социализация человека в известной мере происходит через сериалы. Он смотрит, как люди ведут себя в семье, на улице, на работе. Все это определенного рода школа образов и школа поведения.