Народный коллектив Приморского края, ансамбль цыганской песни и танца «Джелем» приглашает на свой концерт «По степям цыганской души».

Во время него будет разыграна целая история о веселом вольном цыганском народе, с мелодичными скрипичными и гитарными мелодиями и искрометными танцами. Ансамбль цыганского танца "Джелем" является одним из самых ярких коллективов Приморского края.

Основа коллектива - пять ярких участниц-красавиц во главе с руководителем и хореографом-постановщиком Севарой Сафединовой. А всего в жизни "Джелема" принимают участие около 50-ти человек. В коллективе танцуют и поют люди разного возраста. Любой желающий может прийти в ансамбль и стать его участником. В концертной программе "По степям цыганской души" прозвучат народные песни, цыганские романсы и цыганские танцы.

Когда заходит речь о купечестве былых времен, - пишет Елена Асвойнова-Травина, то мы сразу же вспоминаем пьесы А.Н. Островского: домашние деспоты, особые представления о чести и «честном слове купеческом» – и, конечно, цыгане! «К нам приехал наш любимый (имярек) дорогой!» – без этого напева цыганского хора (с непременным поднесением чарки) невозможно представить себе купеческое времяпрепровождение.

Впрочем, послушать цыганские песни любили и дворяне. Да и сейчас редкий концерт какого-нибудь певца с народным оркестром обходится без «горячей цыганской крови» под занавес, неизменно срывающей аплодисменты – даже три великих тенора, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас – и те пели «Очи черные»!

А началось все с Орлова… нет, не с возлюбленного Екатерины II, а с его брата, тоже принявшего весьма деятельное участие в перевороте, приведшем Екатерину к власти, а по некоторым данным – собственноручно убившего Петра III. Так вот, этот господин впервые услышал пение цыган во время Русско-турецкой войны – и был совершенно очарован… настолько, что загорелся идеей обзавестись крепостным цыганским хором. Единственное место, где представители этого кочевого народа находились в крепостном состоянии – это была Бессарабия, вот там он их и приобрел. Увлечения высокопоставленных, влиятельных особ входят в моду очень легко – и мода на цыганские хоры охватила всю Россию. Дань ей отдавали и дворяне, и купцы, и гусары, и писатели, и поэты. Разумеется, воспетый поэтами образ был весьма далек от подлинной цыганской жизни и культуры – может, и не настолько, как «развестистая клюква» Голливуда от нашей с вами жизни, но ставить между теми и другим знак равенства нельзя. Равно как нельзя отождествлять собственно цыганский музыкальный фольклор с тем жанром, который возник на пересечении цыганских песен и русского романса – вот это чаще всего имеют в виду, когда говорят о любимых русскими купцами и дворянами «цыганских песнях».

Но, разумеется, мода не продержалась бы долго, если бы не находила реального отклика. В чем же была притягательность цыганских песен? Давайте вспомним их основные музыкальные характеристики.

Цыганский романс, жанр русского романса, сформировавшийся к середине 19 в. на основе русских народных песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры их исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петербургских и московских цыган. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом.

Жанр цыганского романса был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Впоследствии, жанр был развит и изменён до современного состояния самими цыганами.

В настоящий момент цыганский романс представляет собой вид песни, имеющий корни как в русском классическом и городском романсе, так и в городской лирической песне, узнаваемо цыганский по музыке и лирике, и может иметь как цыганский, так и русский текст. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти.

Типичным образцом цыганского романса является песня «Твои глаза зелёные». Мелодии к цыганскому романсу относятся к жанру цыганской академической музыки; цыганские романсы редко имеют «простое», непрофессиональное происхождение.

Считается, что русский шансон развился, в том числе под влиянием цыганского романса, переняв от него высокую драматичность и некоторые другие особенности исполнения.

Джаз-мануш (известен также как «цыганский джаз» и «цыганский свинг») — направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе свинг и традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш. Помимо гитары, сольным инструментом в джаз-мануш может быть скрипка или аккордеон. Цыганский кинорежиссёр Тони Гатлиф посвятил цыганскому джазу фильм под названием «Свинг».

«Цыганская венгерка», более известная как «цыганочка», появилась в России в XIX веке. Автором музыкальной основы танца считается дирижёр цыганского хора Иван Васильевич Васильев, прямой предок популярного в СССР исполнителя цыганских песен Николая Николаевича Васильева.

Этот танец считается национальным для русских цыган и популярен среди цыган России вообще. В мужскую версию танца входит чечётка. Часто «цыганочкой» также называется любой танец русских цыган. Характерной деталью таких танцев в исполнении женщин является волнующая дрожь плечами, мелкая, если на груди монисто (чтобы монетки ожерелья по-особому звенели), и более крупная, если его нет.

Пресс служба Приморской краевой филармонии