фото

Во Владивостоке с аншлагом прошла премьера новой программы: Наш добрый, добрый цирк!

Толпы зрителей заранее стремились в обновленное после капитального ремонта здание Владивостокского цирка. Многие хотели взглянуть на результаты трехлетнего ремонта и погулять по просторным холлам. Конечно, тут и сравнивать нечего, наконец-то в цирк заходить не стыдно. Но самое главное, в зале появились новые мягкие кресла, добавился комфортный, разноцветный свет софитов. Впрочем, народ пришел увидеть зрелище.

Цирковая программа построена добротно, в славных традициях советского цирка, а он, как известно, был лучшим в мире. Программа насыщена разноплановыми номерами: акробаты и эквилибристы, экзотические и домашние животные, таинство фокуса, мастерство верховой езды джигитов. На протяжении всей программы на арене цирка «зажигает» зал юмором и озорством добрый и милый клоун Май. То он гипнотизирует и усыпляет обыкновенного домашнего гуся, то смешит с клоуном Морячком, то заставляет зал умиляться от общения с дрессированными собачками. Дети с первых минут полюбили Мая, играли с ним с удовольствием и весело смеялись над его шутками. Это вам не какой-то злыдень из американского «Оно».

Как признался Май, отвечая на вопрос об оскорблении чувств клоунов:

«Пугать могут только клоуны зарубежные. Вот например, Олег Попов, Карандаш, Никулин, Леонид Енгибаров, ваш покорный слуга, – у всех у нас грима-то нет! Только небольшие детали: наклепочка на носу и все!

Потому что держать зал должен живой человек, а не какая-то бутафория, маска. Человек, надевший на себя костюм клоуна и нанесший грим на всё лицо, пугает, дети начинают плакать, потому что видят перед собой такое страшилище. И если еще, как в фильме «Оно», совершает убийства - так это вообще отвратительно и невозможно! Это преступно по отношению к детям! Они расшатывают детскую нервную систему. Наша цирковая традиция клоунов несет добро, здесь нет места жестокости и мерзости. С таким же успехом человека любой профессии можно превратить в монстра».

Стоит отметить, что Май, в жизни - народный артист России Евгений Бернардович Майхровский, на арене цирка 77 лет. Он принадлежит к известной цирковой династии, которая отметила 100 летний юбилей еще в 2014 году. Так вышло, что во Владивостоке 12 февраля наступившего года Евгений Бернардович отметит свое 80-летие.

Клоун Май – в прекрасной форме, полон сил и творческих планов. Евгений Бернардович – удивительно простой и душевный человек, без тени величия, хотя званий и регалий у него предостаточно. Он – и Народный артист и Заслуженный.

«Я счастлив, честно скажу. У меня есть дети, как говорят: «Роди сына, построй дом и вырасти дерево». Но самая главная моя заслуга это то, что я делаю на манеже. К этому я шел, как ни странно, с детства. «Май» - это первый три буквы моей фамилии. Даже тогда, когда я начинал свою деятельность, меня директора отказывались брать, говорили, что я не смешной, я лирик. Был еще один лирик с осенью в сердце - Леня Енгибаров, мы с ним вместе учились и дружили. Затем еще один лирический клоун - Олег Попов, царствие ему небесное. Мы с ним были тоже в очень хороших отношениях.

Клоуном меня сделал помимо педагогов, которые со мной занимались, Карандаш - Румянцев Николай Михайлович. Школа была, конечно, потрясающая. Еще студентом я начал дрессировать собачку, сделать это мне посоветовал педагог. Поскольку я был солистом, и мне был нужен партнер. Собаки у меня с детства были, и с ними я легко нахожу общий язык!

Мне было 3 года, а я уже стоял у мамы на плечах, мама стояла у папы на плечах, и я читал: «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, жубки вострые, шерска пестрая, гав-гав-гав!». Наверное, я уже тогда намеревался работать с собачками.

К тому же сейчас начался год Собаки. Я верю в восточный гороскоп. Я - Тигр, а жена – Кролик, и в этом году будет уже 58 лет, как мы с ней поженились. Вся семья моя - цирковая. Сын, внучка с зятем сейчас в Китае выступают, дочь с зятем в этой программе. У нее два сына, одному – 27 (Женей назвали в честь меня), второму, Арсению, – 4 года только будет. В 43 года дочь не побоялась его родить.

Поставить свой первый номер с животными мне помог Антон Павлович Чехов. Мы в Ленинградском цирке, в 1985 году сделали спектакль «Каштанка». А я одновременно играл несколько ролей: Луки Александровича, официального хозяина Каштанки, затем клоуна мистера Жоржа, и конечно, клоуна Мая, то есть меня.

Спектакль был сделан очень интересно, профессионально. Я до сих пор горжусь им, вот там гусь «умирал». Много лет мы возили этот спектакль, а когда я приехал в Японию, то импресарио, видевший «Каштанку» в России, сказал, что ему нужно, чтобы гусь «умирал» здесь. А я приехал без гуся, дело в том, что гусей, даже цирковых, в Японию не пускали. Собачки - пожалуйста, в вот птицы - нет.

Тогда меня повезли на японскую ферму, из десятка гусей я выбрал одного, усыпил его под гипнозом. Вот так на гастролях в Японии появился гусь. Теперь у меня все четыре гуся умеют делать все и в любой момент могут заменить друг друга, так же и собачки. В работе со зверями нужно терпение. Я за ними наблюдаю, чтобы гусь «умирал» во время представления, на это натолкнул меня Чехов.

Ну, положил его раз, потом два, потом смотрю - лапки протянул, шею положил, а потом я его немножко угомонил, придержал голову, и он так и остался! Кстати говоря, худсовет в то советское время запретил мне, чтобы гусь «умирал», - это для детей трагедия, они плакать будут. А я им отвечаю: «А вы у Антона Павловича разрешения спросили?». Они и отступили.

Все мои животные - долгожители: гуси живут по 16-17 лет, собаки – 19-20. У нас же хорошая ветеринария, даже лучше зарубежной. За здоровьем животных тщательно следят. На улицу мы их не выпускаем, они бегают, играют в манеже.

фотоВо Владивостоке я не в первый раз. Все дороги в Японию, Корею, Монголию шли отсюда. В вашем городе я сменил четырех директоров цирка. В первый раз я сюда приехал в 1966 году, тогда цирк был еще «шапито», тогда подводной лодки «с-56» еще не было. Приятные воспоминания. Помню отплытие в Японию, грузились для отправки рядом с «шапито». На причале стоял корабль, туда все свозили. «И только бухта Золотого Рога нас провожает в Тихий Океан!» – навеяло воспоминанием! Кроме того, мой племенник служил в Ворошиловский батарее на Русском, мы туда ездили с артистами целый концерт давали. Сейчас Владивосток стал лучше, красивее, я с большим удовольствием вновь приехал в этот прекрасный город.»

Словом, клоун Май - это душа цирковой программы, и детям стоит увидеть его и поиграть с ним.

На грани человеческих возможностей выступление воздушных эквилибристов, лауреатов Международных конкурсов, под руководством Заслуженного артиста России Александра Бондаря, и ловкого парня на моноцикле. Знойное аргентинское танго исполнила в воздухе гимнастка с хула-хупами. Вся работа этих артистов на манеже завораживает смелостью, они как будто бросают вызов страху, чтобы доказать зрителю, что фантастика может стать реальностью.

Все мы думаем, что знаем, как делаются фокусы, но в номере «Иллюзионные миниатюры» так и осталось тайной, куда пропадали девушки и как их не порезали острыми кинжалами.

Ребятишки пришли в восторг от милых и забавных пуделей, а обезьяны с разноцветными попугаями ара выделывали на манеже такие чудеса! Всем, и детям, и взрослым, очень понравился номер с кенгуру, которая сошлась в шуточном поединке с клоуном с «морским» прошлым. Выглядит весьма потешно.

Гвоздем программы безусловно стал номер «Бессмертие ахалтекинца» - под руководством Народного артиста Туркменистана, Заслуженного артиста России Бяшима Аннаева. Его называют одним из лучших джигитов мира, круче были только его два старших брата, которые и сделали Бяшима настоящим джигитом не только на арене, но и в жизни.

Полчаса за кулисами, во время репетиции дали возможность увидеть взаимоотношения в труппе. Бяшим сказал, что он полвека на арене, в ответ Евгений Бернардович назвал его «младенцем», так как Май на четверть века больше. С шутками и юмором, с добрыми воспоминаниями о прошлых гастролях - так общаться могут только закадычные друзья, почти родственники.

Показывая лошадей, джигит рассказал о себе и о них.

«Я настоящий текинец, туркмен. До цирка был спортсменом, затем учился в культурно-просветительном техникуме, потом была армия. Я был здоровым, накачанным, а мои братья уже были цирковыми артистами. И после армии они пригласили меня в труппу. У всех нас имена туркменские, только у младшего русское имя - Юрий. Я стал четвертым, а Юрий уже пятым. Итак, я уже в цирке 50 лет. В этом году юбилей.

У меня нелюбимых коней не бывает! Я лошадей не бью, не бил, и не буду бить!

Все они куплены на московском аукционе. За ними нужен очень хороший уход, мы каждый день купаем их с шампунем. Кормим артистов всласть: овсом, морковкой, отрубями, сахаром, даем душистое сено.

Обучить лошадь для цирка - на это уходит около трех лет. Необходимо научить коня спокойно воспринимать музыку, свет, крики, и все то, что присуще цирку. За пределы цирка лошади почти не выходят, чтобы не подцепить какую-нибудь заразу на улице. Я ими очень дорожу. Весь мир объездил благодаря лошадям».

Думаю, не стоит пересказывать, что исполняли бесстрашные джигиты, но это на самом деле здорово! Они словно поставили красивую логическую точку в цирковой программе, а зал в благодарность буквально утопил артистов аплодисментами.

В целом программа «Наш добрый, добрый цирк!» - зрелище, достойное внимания, красочное, динамичное, основанное на лучших традициях советского цирка. Увидеть его можно с 3 февраля по 4 марта.