При покупке продовольственных товаров на рынке вы по­лучаете чек. Он подтверждает, что вы оплатили покупку.

Когда вы внимательно слушаете выступающего, никакого физического чека не существует. Это очень плохо. Мы могли бы избежать бесчисленных случаев недопонимания, если име­ли бы подтверждение, что полностью отслеживали каждый пункт выступления.

Поэтому сверяйте слова выступающего с вашим пони­манием сообщения, и это будет для вас своего рода чеком. Когда вы оба можете перечислить основные пункты ваших доводов, то тем самым создаете более прочные отношения, устраняя в разговоре недопонимания. Вы можете далеко не со всем соглашаться, но по крайней мере вы добиваетесь взаимного понимания. А это препятствует резкому нараста­нию проблемы.

Во многом риск неправильного понимания снижает пере­фразирование того, что вы слышите. Поэтому полезно выра­ботать у себя привычку кратко излагать основные пункты раз­говора или задавать уточняющие вопросы даже в том случае, если вы абсолютно уверены, что с первого раза все поняли.

Прежде чем вы сделаете свои выводы, подождите, пока другой человек не закончит. Это хотя и не чек, но также почти иде­альный документ, подтверждающий, что вы слышите то, что вам говорят.

Многие люди с трудом могут перефразировать услышанное. Поэтому наиболее правильно действующие специалисты по обмену информацией рекомендуют специально тренировать себя анализировать услышанное, прежде чем двигаться впе­ред. Если вы руководите персоналом, выдержите на какое-то время паузу, чтобы обобщить то, что было перед этим сказано. Возможно, это может кому-то показаться напрасной тратой времени, но только до тех пор, пока вы не поймете, как много недопониманий может возникнуть, если вы не будете поступать таким образом.