фотоВ центре внимания главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра, художественный руководитель, Заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов. Наблюдая из зрительного зала за Антолием Смирновым, стоящим за дирижерским пультом, хочется узнать о нём как о человеке: чем живет, о чём думает, о чём мечтает вне сцены.

Анатолий Павлович по знаку зодиака Козерог. Согласно характеристике своего созвездия, говорит, что всегда работал очень много, теперь результат его труда работает на него. Любимое время года – осень. В приметы маэстро не верит, но считает себя фаталистом, уверен, что вся наша жизнь и все наши деяния предопределены «высшей силой».

Корр.:

– Почему вы стали музыкантом? Может быть, в детстве мечтали о другом жизненном пути?

А.С.:

– Я с детства мечтал быть музыкантом и, к счастью, эта мечта осуществилась. Еще я мечтал быть летчиком. Эту мечту осуществил мой старший сын.

– Анатолий Павлович, а вы в армии служили?

– В армии я служил. После окончания Днепропетровского музыкального училища был призван на срочную военную службу и был направлен в Третью танковую армию, в группу советских войск в Германию (ГСВГ).

Дивизия, в которой я служил, располагалась в том месте, где до войны находились танковые войска немецкого фельдмаршала Паулюса. Все мы знаем из истории, что эта танковая армия была остановлена под Сталинградом. Об этом нам часто рассказывали на политзанятиях.

Наши танки находились в тех же боксах, а мы жили в тех же казармах. Моя дальнейшая творческая жизнь так сложилась, что через несколько лет я был приглашен в город Волгоград (Сталинград) на должность главного дирижера музыкального театра, и в этой должности прослужил 15 лет.

В армии на одном из смотров художественной самодеятельности меня попросили выступить. Я окончил музыкальное училище по классу баяна и с большим удовольствием сыграл на концерте. На этом концерте присутствовали дирижеры военных оркестров, а в дивизии было три полковых оркестра.

Дирижер военного оркестра предложил мне службу в оркестре. Сначала я совмещал службу. До обеда занимался своей работой, а после обеда меня отпускали в полковой оркестр, где я осваивал новый для себя инструмент трубу. Это было условие военного дирижера, освоить один из инструментов духового оркестра. Позже я был переведен в военный духовой оркестр.

Прослужив некоторое время музыкантом в оркестре, я организовал эстрадный оркестр из военных музыкантов, и мы начали играть концерты в полковых частях и в гарнизонном Доме офицеров. Концерты имели очень большой успех, нас начали приглашать выступать в немецких частях и на различных городских праздниках.

фотоКогда моя срочная служба уже заканчивалась, командование части предложило мне остаться на сверхсрочную службу (к этому времени я уже играл партию первой трубы в оркестре) и быть руководителем эстрадного оркестра. Я согласился, подписал контракт и после двух лет срочной службы остался в Германии еще на четыре года.

За это время было сыграно огромное количество концертов с гастролями по Восточной Германии в городах Берлин, Магдебург, Потсдам, Стендаль, Франкфурт, Росток и во многих других городах и в воинских частях, которые находились в Германии.

После 6 лет службы в Германии я был переведен в Свердловское политическое высшее военное танково-артиллерийское училище им. Л.И. Брежнева, где прослужил еще год военным музыкантом в лучшем оркестре Уральского округа. В оркестре было 66 музыкантов очень высокого уровня, было много выпускников и студентов Уральского государственной консерватории. По окончанию пятилетнего контракта я уволился из армии и поступил во Львовскую государственную консерваторию.

– Собираясь в тесной компании, среди друзей и близких, поете ли вы, и какие песни поете?

– Я родом из Украины. Там поют все. Я не исключение. Ведь 33 года своей жизни прожил там. Наряду с Италией, Украина одна из самых певческих стран нашей планеты. Любой праздник не обходится без песен. Песни поют разные, под настроение.

К счастью песен огромное количество. К примеру, 24 и 25 сентября во Владивостоке состоялась Шестая Дальневосточная «Сорочинская ярмарка», Девятый Приморский краевой фестиваль украинской культуры «Соловьиная песня». Проходили многочисленные концерты, в которых звучала украинская песня, украинская музыка.

В театре им. А.С. Пушкина 25 сентября был заключительный гала-концерт. Я получил огромное удовольствие! Концерт длился более трех часов, в нем принимали участие многочисленные коллективы Приморского края. Бравис-с-симо!!! Снимаю шляпу перед своими земляками, которые, находясь так далеко от Украины, очень активно и с большой любовью поддерживают культуру свой далекой родины.

– Кто ваш кумир среди певцов, классиков, эстрадных и других жанров?

– Владимир Атлантов – великий русский тенор, в восторге от творчества Пласидо Доминго. Из эстрадных певцов Фрэнк Синатра, британская поп-группа «Би Джиз», сэр Элтон Джон.

– Любите ли вы читать книги, газеты или чаще приходится читать ноты и афиши? Какая книга вас потрясла? А какой фильм?

– В раннем детстве перечитал всю фантастику, которая была в школьной библиотеке и в ближайшем Дворце культуры. Позже всё, что написали А. Дюма, Жюль Верн, Вальтер Скотт, лорд Байрон и многие другие. Очень люблю А. Пушкина, Ю. Лемонтова, И. Франко, Н. Гоголя. Одним из величайших считаю Тараса Григорьевича Шевченко, Федора Михайловича Достоевского.

Газеты практически не читаю. Нот читаю очень много. Один из великих музыкантов как-то сказал, что музыканту нужно меньше дружить с виртуозами, а больше с партитурами. Вот я придерживаюсь этой мысли. Очень дружу с партитурами. Знакомлюсь, учу, учусь у великих композиторов. Когда произведение хорошо выучено, тогда исполняю.

Сильные впечатления на меня произвели роман «Овод» Этен Лилиан Войнич, «Дон-Жуан» Джоржа Байрона, «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Самое сильное впечатление на меня произвел сборник поэтических произведений «Кобзарь» Тараса Григорьевича Шевченко.

Из музыкальных впечатлений – самое сильное впечатление сольный концерт Мстислава Ростроповича в 1974 г. в зале музыкального училища им. М.И. Глинки в г. Днепропетровске. Особый след остался от исполнения седьмой симфонии Д. Шостаковича оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в 2007 г. на сцене Воронежского театра оперы и балета.

От фильмов не было таких потрясений как от «Кобзаря» Т. Шевченко и концерта М. Ростроповича. Я не обращаю внимания на то, что мне не интересно, и быстро об этом забываю.

– Вы, наверное, много путешествуете, скажите, где побывали и что видели?

– Езжу не особенно много, но поработать пришлось в разных странах. Учился в музыкальном училище в Днепропетровске, 6 лет я работал в Германии, недалеко от Берлина, потом работал в России в г. Свердловске (Екатеринбурге), затем учился в консерватории и работал в театре оперы и балета в городе Львове в Украине, потом снова в России в Волгограде, теперь вот во Владивостоке. Гастролировал в Италии, Южной Корее, Германии, Греции, Чехии, Польше, Югославии, во многих городах России. Везде, где бываю, стараюсь многое увидеть.

– Наверное, будучи профессиональным артистом, музыкантом, трудно быть просто зрителем?

– Быть просто зрителем, наверное, трудно. Будучи зрителем, всегда получаешь какие-то эмоции. И всегда хочется, чтобы эти эмоции были сильными, положительными, направленными на душевное развитие человека, а не просто на развлекательность. Наверное, поэтому практически не смотрю телевидение.

Великий французский комедиограф Жан-Батист Мольер говорил, что развлекая нужно воспитывать. (Развлекая, поучай) И я всегда задаю себе вопрос. На наших концертах получают ли зрители те эмоции, которые они хотят получить? Каждую программу нашего концерта стараюсь подобрать и подготовить так, чтобы наши слушатели получили максимум эмоций и хороших впечатлений.

– Как вы считаете, «звездность» – это болезнь, распущенность или заслуженное состояние? Это конечно, не к вам, Вы очень даже скромный.

– «Звездность», наверное, в некоторой степени болезнь, в некоторой степени распущенность. Представить М. Ростроповича в «звездной болезни», наверное, невозможно, потому что это великий человек, который ежедневно очень добросовестно делал свое дело, как и многие другие, которым эта «звездность» не грозит.

– Что еще хотелось бы творчески реализовать? О чем вы мечтает как обычный человек?

– Хотелось бы иметь возможность гастролировать. У нас уже большой профессиональный потенциал, и нам есть что сказать и что сыграть. Все мои путешествия тесно связаны с работой, с профессией.

– Чтобы вы сказали себе самому молодому, 20 летнему?

– Что ты молодец, пошел правильной дорогой.

Виктория Василенко, фото из личного архива маэстро.