фото

Наступила осень. Для многих детей она ознаменовалась первым школьным днем. Так вот, в связи с этим спешим сообщить: помимо школьных проблем, родителей детей-первоклассников ожидает проблема первого переходного возраста…


ШАГ ЗА ШАГОМ ПО ПУТИ К ВЗРОСЛЕНИЮ

– По сравнению с дошкольными годами, – говорит психолог Елена Парфенова, – школьный возраст длится гораздо дольше. Причем большинство школьных лет как раз подпадают под так называемый переходный возраст, который, вспомните, наши родители переживали вместе с нами.

Переходных периодов – несколько, один из них приходится на возраст от шести до восьми лет. Дети растут, вытягиваются, теряют очаровательную детскую пухлость. Родителям детей такого возраста следует быть готовыми к тому, что ребенок изменится не только внешне. Дело в том, что с внешними изменениями связано временное ослабление нервной системы, что может проявляться в повышенной усталости, беспокойстве, которое будет выражаться, скорее всего, в потребности постоянного движения. И проблема первых классов – не столько научить чему-либо детей, сколько удержать их в состоянии покоя.

Оказывается, у детей, пребывающих в возрасте первоклашек, зыбки границы между действительностью и их же фантазией: они любят сказки, обожают «страшилки», в этом возрасте они очень внушаемы. В качестве примера достаточно вспомнить «личное первоклассное детство»: если в классе кто-то один поднимал руку, желая ответить на заданный учителем вопрос, все остальные тут же делали то же самое, и было неважно, знали они ответ на вопрос или не знали.

В первом классе, уточняет Елена, мальчик с девочкой еще могут, взявшись за руки, вместе ходить в школу, но уже год спустя об этом даже речи не идет. Почему? Потому, что так называемая «наивная» близость означала бы унижение формирующегося мужского и женского достоинства, как метко заметил много лет назад один детский психолог.

Итак, предположим, первый переходный возраст мы прошли без особых моральных и психологических осложнений, продолжает Елена. Но уже с восьми до двенадцати лет ребенка ждет второй переходный этап, который отличается от первого резко выраженным периодом развития.

– В этом возрасте дети, – рассказывает психолог, – как правило, находятся в отличной форме, могут добиться больших результатов как в учебе, так и в иных сферах: в музыке, спорте... Да в чем угодно!

Именно в этот возрастной период дети начинают удивлять родителей своей выносливостью, но именно этот период чреват как физическими, так и эмоциональными перегрузками, потому к своим детям следует быть очень внимательными. А порой даже своей родительской властью следует и притормозить слишком бурную деятельность ребенка, а не умиляться его активности и предприимчивости.

Дело в том, что возрасте от 8 до 12 лет дети начинают бурно развиваться не только физически, но и умственно. В этот период ребенок начинает переходить от конкретного к абстрактному мышлению, его логическая память начинает превалировать над механической, более тонким становится восприятие окружающего мира... Хочу сказать, что все у ребенка начинает меняться кардинально, а это невероятно огромная нагрузка на его организм. Возраст 8-12 лет – это так называемый средний школьный возраст, период максимальной экстравертности.

В это время ребенку еще не знакомы собственные переживания, типичные для подросткового возраста, он живет в мире вещей и разных событий, которые ему искренне интересны. Случается, что ребенок очень серьезно во что-то погружается и даже забрасывает учебу.

В этом же возрасте у детей начинает развиваться и чувство юмора. Они начинают понимать шутки, шутить сами, от души смеются над разными забавными ситуациями и порой сами их провоцируют. И это нормально, так и должно быть, ведь ребенок в этом возрасте как бы заново открывает для себя окружающий мир.

Но вот если ребенок в этот возрастной промежуток остается грустным, не умеет смеяться, не умеет общаться ни со взрослыми, ни со своими сверстниками, не стремится с ними играть, родителям стоит озадачиться поиском соответствующего специалиста. В данном случае необходимы консультации детского психолога.

Дело в том, что период, о котором мы говорим, очень важен для дальнейшего развития ребенка. Ведь пройдет еще несколько лет, и большинство вошедших в подростковый возраст детей превратятся из экстравертов в интровертов. В этом нет ничего страшного, потому что в период созревания у большинства детей меняется общий эмоциональный настрой. Но все должно идти по порядку, ребенку, который правильно эмоционально развивался до этого, легче выйти из очередного переходного периода.

 

О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ

Переходный возраст детей – серьезное испытание для родителей. А так как переходные периоды следуют один за другим, родителям порой некогда перевести дух.

Пока детишки пребывают в переходном возрасте 8-12 лет, родительский авторитет, утверждают психологи, для них незыблем, но уже через два-три года он подвергнется серьезной проверке. А если еще и внутри семьи, между родителями, начнутся проблемы, то дело может принять серьезный оборот.

Когда ребенок вступает в средний школьный возраст, первое место в его жизни начинают занимать окружающие его друзья. И вот тут родители должны быть очень внимательны: если начать бездумную борьбу за внимание ребенка, можно проиграть, потому что, уточняет Елена Парфенова, ребенок больше, чем когда-либо, стремится не отстать от других, начинает бороться за признание его равным, самостоятельным.

Ко всему прочему, над ребенком начинает довлеть страх быть осмеянным именно своими сверстниками. Если ребенок по каким-либо причинам не сможет сравниться с остальными детьми, у него может появиться комплекс неполноценности.

В этот период, советует Елена, родителям следует быть наиболее внимательными к своим детям, интересоваться их делами, говорить с ними обо всем на свете, обсуждать дела, ненавязчиво давать советы, каждый раз мотивируя тот или иной совет. А вот категоричность – «я тебе запрещаю, потому что запрещаю», без объяснения причин запрета – может сыграть злую роль в отношениях с ребенком.

– Родительский авторитет отличается от авторитета друзей. Родители – это не только те, кто знает и умеет больше, но те, кто любит. Как бы нам, родителям, ни было от этого горько, но с годами мы понемногу перестаем быть для своих детей самыми прекрасными и мудрыми.

По мере того, как ребенок взрослеет, он созревает не только физически, но развивается интеллектуально. И в зависимости от этого начинают меняться и отношения внутри семьи: ребенок начинает разговаривать с родителями на равных, и наступает момент, когда дети и родители начинают верить в то, что их связывает дружба. Или не начинают верить. Так вот, в этом случае важно не обмануться в том, что дружба – единственно правильная форма отношений. А потому здесь следует быть очень осторожными в отношениях: не дать ни себе, ни своим детям запутаться в них и неправильно расставить акценты.

Следует объяснить ребенку, что родители никогда не будут равнодушными наблюдателями по отношению к его жизни, что именно родители глубоко переживают его успехи и промахи, в то время как друзья всегда будут относиться к ним критически.

Следует также правильно, в нужной тональности и тщательно выбирая слова, донести до сознания ребенка, что именно родители способны все простить, а друзья не прощают очень многих вещей. Важно дать ребенку понять, что если ему вдруг будет плохо, то только в собственном доме он найдет и понимание, и помощь.

Ирина Бутяева,

Николай Шарубин (фото),

«Совет да любовь», в сокращ.