фото

Диктовать может и неграмотный.

Ст. Ежи Лец.

Пару лет я мечтала написать Тотальный диктант. Это когда один человек (писатель) придумывает текст диктанта, а все желающие по всей стране и по всему миру этот диктант пишут. Грамотность проверяют.

Универ я закончила давно… Мало ли что, вдруг я забыла что-нибудь! Ну да, пишу, так сказать, автоматически – все «правила» - на уровне рефлексов. Кроме, разумеется, ужасного правила Н и НН. Тут я, тоже автоматически, повторяю вопросы алгоритма. Правило действительно ужасное, поэтому практически одновременно русисты Уссурийского пединститута и Приморского института усовершенствования учителей разработали алгоритм…

Впрочем, ерунда все это. Автор имеет право на некоторые вольности в пунктуации, а пользователь интернета имеет права на вольности в орфографии (это называется орфоарт). В противовес вольностям хотелось строгости. Чтоб чужой текст – и никаких вольностей. В общем, как Окуджава пел:

Что прелесть ее ручек?

Что жар ее перин?

Давай, брат, отрешимся,

Давай, брат, воспарим.

Воспарить хотелось.

Но не везло. Как-то тотальные диктанты мимо проскакивали – только собралась, глядь! – уж прошел… Вдруг позвонила подруга: ты идешь завтра на Тотальный диктант? Где? В Универе, либо на Русском, либо на Октябрьской, аудиторию посмотришь на сайте, приходить за 15-20 минут, диктовать будут либо Вася Авченко, либо Горчаков, что вряд ли…

Вот я и пришла на Октябрьскую, в старую добрую 401-ю аудиторию (она амфитеатром расположена, если кто не знает). На входе всем выдавали линованный лист, чистый лист (на всякий случай), пастовую ручку, инструкцию к английскому чаю и английский чай (2 одноразовых пакетика). Ну чай вроде как партнер диктанта… Во всяком случае, так сказали, а как на самом деле – не мои проблемы.

Некоторое время я наблюдала со своего 3-го ряда суету вокруг Главного Стола – оттуда должны диктовать. Была и современная техника: ноутбук, с которого на экран выводилась некая информация. Солнечный день, на огромных окнах – никакого признака штор, так что сами понимаете, как выглядел экран.

Наконец суета закончилась, и появился… ну да, Горчаков. Виктор Васильевич собственной персоной, что разбудило во мне некоторые опасения.

Тут заговорила девушка-координатор. Она объявила мероприятие флеш-мобом, хоть и не совсем флеш-мобом. Я тут же вспомнила пушкаревский флеш-моб на мосту, который так и не попал в Книгу рекордов Гиннеса. Опасения мои усилились.

Потом на бледном экране показали вроде телеперадачу из Новосибирска.

Да, кстати, Тотальный диктант родился в Новосибирске в 2004 году. Сначала – как местная инициатива студентов. Она не заглохла – и в 2011 году Тотальный диктант вышел за пределы Новосибирска. В этом году акция проходит в 352 городах в 45 странах мира. И диктовать приглашают известных людей.

Так вот о телепередаче из Новосибирска. Ребята юморили как могли. И полицейские у них в прошлом году вроде бы заканчивали диктант словами: «С моих слов записано верно, мною прочитано». И полярники в связи с дефицитом бумаги на снегу писать собираются. И в космосе…

В общем, публику развлекали. Тотальный диктант превратился в шоу.

Потом, тоже с экрана, писатель Алексей Иванов прочел текст, предназначенный дальневосточникам. Затем бумагу с текстом и микрофон взял Виктор Горчаков.

Вообще-то Виктор Васильевич физик. А когда я училась в Универе, был его ректором. Преподавательский опыт есть. Но диктанты диктовать он не умеет.

На втором же предложении диктанта публика завопила: «Медленнее!», «Повторите!», а я завопила: «Верните нам Авченко!»

Но ничего, Горчаков справился. Все-таки преподавательский опыт сказался. Продиктовал до конца.

А вообще мероприятие мне не понравилось. Я предпочитаю, чтобы мухи и котлеты были отдельно. Чтобы диктант не смешивался с шоу. Чтобы диктовали не «известные люди», а умеющие диктовать.

В общем, с Тотального диктанта я вынесла шариковую ручку, два пакетика чая и понимание, что больше в этом мероприятии участвовать не буду. Ничего, обойдусь без проверки грамотности. В конце концов, а корректоры на что?