фото

Геннадий и Света купили своей дочке Маше автомобиль. Новый. Гарантийная «четверка», как выразилась Света, «ВАЗ 21041-30» за 217 тысяч рублей. Уже в момент купли-продажи у машины гудел задний мост, но в магазине сказали, что «приработается, все нормально будет».

Тем не менее, почти сразу было произведено два ремонта двигателя, замена клапанов и замена головки блока. Маша за два года наездила всего 10 000 км. Вопреки успокоительным прогнозам продавцов автомобиля, гул заднего моста только усилился.

В начале сентября 2013 года Геннадий сдал новый гарантийный автомобиль на техническое обслуживание, где поменяли задний мост, но гул усилился, машину стало вести влево, и появилась вибрация. К тому времени машина перенесла уже пять или шесть ремонтов.

Обобщая все эти неприятности, скажем, что машина в своих качествах ухудшилась. На предложение возвратить деньги и забрать машинку продавцы ответили отказом.

Геннадий обратился к юристам, и те написали от его имени два документа – претензию к магазину и исковое заявление в суд.

Получив претензию, менеджеры магазина потребовали оставить автомобиль для проведения платной (за счет покупателя) экспертизы и предложили оплатить не только экспертизу, но и стоянку в магазинном гараже по 300 рублей в день.

Насчет оплаты Геннадий показал им фигурально фигу и посоветовал читать закон о защите прав потребителей. А машину оставил, чтобы не было подозрений, что он сам ее и повредил перед тем, как показывать экспертам. Сейчас подержанные машины такого класса и такого возраста стоят 180 тысяч рублей, в то время как купил он ее за 217 тысяч. Кстати, по закону, если машина гарантийная, то после пяти ремонтов экспертиза не нужна, должно либо поменять машину, либо отдать деньги.

Через два с половиной месяца автомобиль все еще находился в техобслуживании (по закону, это должно продолжаться не более 30 дней), и Геннадий, потеряв терпение, уже очень настойчиво требовал вернуть ему деньги и угрожал судом. Продавцы не соглашались с ценой, они согласны были вернуть только 180 тысяч, то есть то, что стоили машины такого класса на этот момент, правда с большим раз в пять пробегом.

И между сторонами происходит такой разговор.

– Ребята, я хочу свои деньги получить.

– А зачем ты к адвокатам пошел?

– Так вы меня вынудили, а теперь вы говорите «зачем». Теперь, если деньги не получу, только в суд, и я ничего не теряю, потому что уже истратил деньги на адвокатов, и все бумаги написаны и в суд, и в Росгоснадзор и в прокуратуру.

– Ты нас не пугай, у нас в суде есть свои рычаги. Ты много потеряешь, если пойдешь в суд.

– Это вы много потеряете, сейчас, если дело идет в суд, то выплачивается полная стоимость, плюс 50 процентов от стоимости, плюс порядка 100 тысяч моральный ущерб, плюс две с половиной тысячи в день за просрочку. Были случаи, если машина стоит 400 тысяч, то люди получают 700 через суд, еще Росгоснадзор их штрафует автоматом на 200 тысяч. Это по закону.

В таком стиле спор продолжался не один день, стороны друг другу ставили условия, и время шло.

Были попытки запугать покупателя и ввести в заблуждение. Например, у автомобиля неисправны колеса, дилеры говорят, что надо прокатывать диски, что у них нет такого оборудования, и нужно ехать на другую станцию. А по закону, так как машина гарантийная, то ее имеют право обслуживать только на станции представителя завода-изготовителя, то есть на дилерской станции, и как только автомобиль перевезут на другую станцию, автоматически он снимается с гарантии.

В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В претензии, подготовленной адвокатами, Геннадий, покупатель бракованного автомобиля, требовал возмещения не только первоначальной суммы в 217 тысяч рублей, но и выплаты 5140 рублей за замену гарантийного глушителя, 20 000 рублей расходов на приобретение у того же продавца дополнительного оборудования. А также компенсацию морального вреда в размере 120 000, возмещения расходов на юридические услуги 17 000 рублей.

И еще пригрозил, что если дойдет до суда, то будет требовать денег за просрочку удовлетворения законных требований потребителя и предупредил, что, в силу статьи 23 того же закона, за нарушение сроков организация, допустившая такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

А самое ужасное для продавца в Претензии было написано в последнем абзаце: «Согласно п. 6, ст. 13 Закона РФ о «Защите прав потребителя и п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июля 2012 г. № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду».

Досудебное выяснение отношений длилось полгода, обе стороны опасались идти в суд по понятным причинам – продавец понимал, что он не прав и может потерять много денег, а покупатель опасался, что слова «у нас в суде есть свои рычаги» окажутся правдой. Веры в беспристрастность суда у людей нет, и любой блеф такого рода вызывает соответствующую мысль – а вдруг и вправду есть рычаги?

В конце концов, Светлана, жена Геннадия сказала, что пойдет к знакомому журналисту и попросит обнародовать всю эту историю с названием магазина, торгующего некачественным товаром, и фамилиями заведующего и менеджеров. Но она не успела это сделать. Продавец, видимо, понимая, что неправ, сдался и согласился выплатить всю сумму понесенных покупателем расходов (сэкономив таким образом на компенсации морального вреда и на выплате 100-тысячного штрафа в случае удовлетворения судебного иска), но с условием встречной покупки нового автомобиля. Геннадий согласился, и они с директором магазина, название которого пока обнародовать не будем, ударили по рукам к взаимному удовольствию.

Это случилось как раз накануне Рождества!