Вызвавший возмущение россиян законопроект опубликовали 12 сентября. Им предлагалось внести изменения в постановление по расчету размера утилизационного сбора, главное из которых — отмена льготного утильсбора на авто мощностью более 160 лошадиных сил независимо от рабочего объема двигателя.
Утилизационный сбор — обязательный платеж, взимаемый при ввозе автомобиля в Россию или при его производстве внутри страны. Он нужен, чтобы компенсировать будущие экологические издержки, связанные с утилизацией, когда автомобиль выработает свой ресурс. Его платят все: производители автомобилей в России, а также физические или юридические лица, которые привозят машины из-за рубежа.
Законопроект вызвал волну возмущения среди россиян и в короткие сроки набрал на официальном портале нормативных правовых актов более 121 тысячи голосов против. Эксперты давали разные прогнозы, но в основном считали, что законопроект серьезно отразится на стоимости автомобилей, в том числе Дальнего Востока.
11 октября во Владивостоке возле Дома молодежи прошел митинг при участии горожан и депутатов, выступающих против изменения расчета утилизационного сбора. Несогласные с решением правительства граждане призвали Минпромторг обосновать необходимость утильсбора, развивать отечественный автопром через здоровую конкуренцию и обеспечить прозрачность сбора.
О проведении митинга его организаторы, а именно: депутат Законодательного собрания Приморского края Александр Сустов и депутат Надеждинского района Олег Григорьев, объявили еще на прошлой неделе. Мероприятие согласовали с администрацией, и, по словам Сустова, на него заявились 400 с лишним человек.
К 12:00 площадь у Дома молодежи огородили забором, а также установили рамки и организовали обязательный досмотр. Пропускали только людей, предъявивших паспорт. Десятки полицейских, которых сначала было даже больше, чем обычных граждан, дежурили по всему периметру, а на дороге рядом с площадью стоял автозак.
После начала мероприятия площадь быстро заполнилась людьми, которых пришло примерно столько, сколько и было заявлено. Около 100 из них стояли за ограждениями, наблюдая за встречей со стороны.
Желающих выразить свое недовольство тематическими плакатами оказалось много: с табличками «Правительство, думай о людях, а не о сборах», «Доступные машины — справедливый сбор» и другими стояли люди всех возрастов.
Открыла мероприятие приветственная речь Александра Сустова. Он поблагодарил участников митинга и сотрудников полиции, а также рассказал, что сегодня такая же встреча проходит в Новосибирске. Более того, подобные мероприятия хотят провести активисты из Хабаровска, Петропавловска-Камчатского и Омска.
Депутат заявил, что «АвтоВАЗ» не сможет удовлетворить потребности россиян, потому что количества производимых им автомобилей будет недостаточно, а потому важно создавать здоровую конкуренцию и поддерживать импорт иномарок, таким образом подталкивая отечественный автопром к постоянному развитию.
«С нами Дальний Восток, Сибирь. Надеюсь, что и в центральной России нас тоже поддержат, потому что эта тема касается каждого гражданина. Мы все прекрасно понимаем, что за наш с вами счет хотят решить бюджетные проблемы, но так не должно быть. Должна создаваться здоровая конкуренция и качественное производство автомобилей! Иногда говорят, что машины до 160 лошадиных сил не тронет закон, но это не совсем так. Мы живем в рыночной экономике и прекрасно понимаем, что спрос рождает предложение. Если упадет спрос на машины большего объема, то вырастет спрос на машины меньшего и они вырастут в цене», — высказался депутат.
Сустов подчеркнул, что в текущих реалиях подержанный автомобиль из, например, Японии остается более предпочтительным и надежным вариантом, чем новый отечественный.
В ходе встречи все несогласные с инициативой Минпромторга РФ приморцы могли оставить свою подпись в резолюции, составленной к мероприятию. В ней предлагалось:
отменить повышение ставок утильсбора в связи с отсутствием современных предприятий по утилизации автотранспорта и ростом цен на автомобили;
обеспечить прозрачность и обоснованность формирования размера сбора, а также использования этих средств;
создать условия для появления инфраструктуры по утилизации автомобилей, в первую очередь строительство предприятий;
пересмотреть налоговую и таможенную политику и снизить стоимость ввоза автомобилей;
развивать свой автопром с помощью здоровой конкуренции;
чтобы власти обратились к бизнес-структурам за помощью в решении бюджетных и экономических задач.
Высказался и Олег Григорьев. Он задался вопросом о том, куда уходят деньги, получаемые государством с утильсбора, и подчеркнул, что полноценных заводов по переработке и утилизации автомобилей в Приморье нет, при том, что местные еще и платят автомобильный налог.
Более того, по мнению депутата, повышение утильсбора даже на машины мощнее 160 лошадиных сил значительно скажется на Приморье из-за специфики региона, так как многие здесь предпочитают покупать внедорожники и джипы для поездок на природу и комфортного передвижения в местах, где плохие дороги.
«Мы хотим, чтобы наш автопром был лучшим, как и наши танки, ракеты, самолеты и так далее. Мы не должны терять тот накал, который способствует развитию автопрома. Я понимаю, что мы не достигнем высот в ближайшие 2-3 года, но вы посмотрите на Китай. Он уже практически всех обогнал. Правительство решило принять новое положение необдуманно», — заявил депутат.