Кто самый всесильный вершитель судеб у нас в стране? Полиция? Суд? Прокурор? Депутат? Или губернатор? А вот и нет! На любого из них находится управа. Нынче даже у министров головы летят.
И только одна профессия, похоже, никому не подсудна, и её представитель, полагаю, может довольно легко и безнаказанно лишить жизни либо замучить до смерти любого человека, попавшего к нему в пациенты. А поскольку пациентом может стать каждый, то ни один полицейский, ни один прокурор или судья не рискнет даже пикнуть против когорты врачей, как я считаю. И Галина Лукьяновна Кузнецова, на мой взгляд, в полной мере испытала это «правило» на себе, когда врачи лишили её жизненно важного бесплатного лекарства, которое ей обязаны были выдавать по закону. Казалось бы, это право её на лекарство было неоспоримым, но суды ей нагло отказывали. Она прошла все инстанции, и только Верховный суд, наконец-то, подтвердил её право на получение этого лекарства.
И вот теперь Галина Лукьяновна подает новый иск. Поводом послужило то, что на этот раз, мстительная, видимо, система весьма широко распространила диагнозы заболеваний Кузнецовой – инвалида 1 группы.
Министерство здравоохранения Приморского края подробно и, очевидно, с удовольствием перечислило все заболевания Галины Кузнецовой в своих официальных ответах во всевозможные инстанции, куда Галина Лукьяновна обращалась за защитой своих прав.
Публикуем её иск с некоторыми сокращениями:
«Фрунзенский районный суд г. Владивостока
ИСТЕЦ: Кузнецова Галина Лукьяновна
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании компенсации морального вреда
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 17 и 45 Конституции РФ).
Согласно ст. 4. Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N323-ФЗ) к основным принципам охраны здоровья относится, в том числе соблюдение врачебной тайны.
Однако, по результатам рассмотрения моих обращений на некачественное обеспечение лекарственными препаратами должностные лица министерства здравоохранения Приморского края направили в адрес аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых письма от 28.05.2024, от 21.06.2024, из текста которых усматривается, что была разглашена врачебная тайна, выразившаяся в указании факта обращения Кузнецовой Г.Л. за медицинской помощью, ее нахождения на лечении, диагнозе и методов лечения, что является нарушением ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ и Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188.
В результате, считаю, неправомерных действий Министерства здравоохранения Приморского края были разглашены сведения о моём состоянии здоровья третьим лицам, на что согласия я не давала. В свою очередь, министерство здравоохранения Приморского края в порядке п. 10 и п. 4 ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ запросило сведения, составляющие врачебную тайну, у КГБУЗ «Хасаснский ЦРБ», которые были переданы аппарату Уполномоченного по правам человека в РФ, Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общество слепых.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Приморскому краю по данному факту выявлены признаки нарушения Министерством здравоохранения Приморского края п. 1, п. 2 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ и объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, о чем уведомили меня письмом от 14.04.2025.
В силу ч.1 ст. 13 Федерального Закона №323-ФЗ, сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть также выражено в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
Исчерпывающий перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, установлен ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно ст.151 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда в постановлении от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»: «Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождениыя или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права... (п.1); ... под нравственными страданиями – страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) челоека (чувтсва страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья..., переживания в связи с потерей родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны... и другие негативные эмоции (п. 14)...
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда... вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осществляется в денежной форме (п. 1) … Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33, обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответоственности, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральнм вредом; вины причинителя вреда (ст.ст.151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
В данном случае, направив сведения, составляющие врачебную тайну: о фактах обращения Кузнецовой Г.Л. за медицинской помощью, её нахождения на лечении, диагнозе и методов лечения сторонним организациям, ответчик расширил круг лиц, ставших или могущих стать осведомленными о состоянии здоровья и диагнозе истца.
Истец испытывал моральные страдания будучи инвалидом 1 группы, а так же вызвало глубокие нравственные и душевные страдания, ухудшило моё психоэмоциональное состояние, социальная стигматизация, переживания, тревожность, а также подорвало доверие к системе здравоохранения из-за действий ответчика. В связи с чем истец считает заявленный к взысканию размер компенсации морального вреда разумным и справедливым из-за грубого нарушения моих прав.
При этом, согласно п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022, моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 150, 151, 1099,1100, 1101 ГК РФ, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 15 ноября 2002 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», ст.ст. 131, 132 ГПК РФ ПРОШУ:
Взыскать с Министерства здравоохранения Приморского края в пользу Кузнецовой Галины Лукьяновны компенсацию морального вреда...
Кузнецова Г.М.».
Лично я считаю, что чиновники здравоохранения не могут не знать закона о врачебной тайне. Думаю, что они раскрыли эти тайны, преследуя две цели: 1) чтобы Галина Лукьяновна почувствоала собственную неполноценность и перестала жаловаться на плохую работу Министерства здравоохранения Приморского края; 2) чтобы и каждое учреждение, куда Кузнецова направляла свои жалобы, в полной мере увидело «неполноценность» Галины Лукьяновны и не слишком-то помогало ей отстоять свои права.