Председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину А.И.
Руководителю СО СК России по г. Уссурийску Приморского края Забияченко Д.А.
Я, Глазунова Л.П., являюсь собственником квартиры в доме по ул. Волочаевская г. Уссурийска Приморского края и собственником 9\25 земельного участка площадью 1473 кв. м., что подтверждается кадастровыми выписками из ЕГРН.
С 1986 г. моя семья, как многодетная из 6 человек, стоит на очереди на улучшение жилищных условий, что подтверждается справкой за подписью начальника управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа (УГО) Белецкого С.В., в которой указано: «По состоянию на 24 сентября 2024 г. в реестре очередников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Глазунов Ю.Б. значится под номером 63, поставлен на учет в 1986 году».
11 августа 2023 г. мое единственное жилое помещение и земельный участок были затоплены в связи с тем, что произошло затопление г.Уссурийска.
Согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа от 23.08.2023 № 2673 «О внесении изменений в постановление администрации Уссурийского городского округа от 21 июля 2023 г. №2217 «Об утверждении перечня земельных участков, зданий, строений, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Уссурийского городского округа» за подписью главы УГО Корж Е.Е., мое недвижимое имущество – дом и земельный участок, были внесены в данный перечень.
Межведомственная комиссия Уссурийского городского округа, 12 октября 2023 г. произвела обследование моего жилого помещения и составила Акт. Согласно Акту обследования жилое помещение признано непригодным для проживания, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Я была приглашена в администрацию УГО для оформления документов на получение государственного жилищного сертификата. На имя главы УГО Корж Евгения Евгеньевича я написала и подписала заявление, в котором просила включить мою семью, состоящую из семи человек, в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации. Далее от руки мною было дописано: «Согласна получить сертификат на строительство жилого помещения на своем земельном участке». Дата (12 октября 2023 г.) и подпись.
При оформлении документов, должностное лицо администрации УГО, сославшись на постановление правительства Приморского края № 592-пп, предложила мне подписать обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и безвозмездной передаче земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность. Мне дали разъяснения, что в противном случае нас исключат из очереди на квартиру, на которой моя многодетная семья из 6 человек простояла 38 лет. А компенсацию нам рассчитали на 3 чел. * 18 кв. м. по 150 тыс. руб/кв. м.
Я от руки дописала: «С данным требованием не согласна, так как оно противоречит Конституции РФ и Земельному кодексу. Дата (12 октября 2023 г.) и моя подпись.
Письмом от 28 ноября 2023 г. за подписью начальника управления жилищной политики администрации УГО Носовой В.В. мне сообщили:
«...В соответствии с пунктом 7 Порядка Вам отказано во включении в Список в связи с отказом подписать обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность.
В случае, если Вы не согласны с принятым решением органа местного самоуправления, Вы имеете право обжаловать данное решение в судебном порядке».
При этом п. 7, на который сослалась администрация УГО при отказе включения моей семьи в список из-за отказа подписать обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность, считаю, является незаконным. Он относится к обязательствам о расторжении договора социального найма утраченного жилого помещения и об освобождении указанного жилого помещения, данного нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма, указанными в подпункте "а" пункта 4 настоящего Порядка, по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (далее – обязательство N 1);
Я же являюсь собственником не только квартиры, но и собственником земельного участка, на котором расположена квартира. Документы на право собственности в администрацию УГО были мной предоставлены.
По моему мнению, должностные лица администрации УГО не только исказили суть и смысл постановления правительства Приморского края от 7 сентября 2023 г. № 625 –пп, но и нарушили требования ст. 35 Конституции РФ: «1. Право частной собственности охраняется законом... 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Согласно ст.ст. 49, 50, 56 Земельного кодекса РФ, земельный участок могут забрать по нескольким причинам: для государственных нужд; при нецелевом использовании; при конфискации; при комплексном развитии территории; при реквизиции; за долги.
Изъять земельный участок региональные власти могут в случае, если собственнику компенсируют стоимость надела. Другими словами, государство принудительно выкупает собственность по рыночной стоимости.
Считаю, мне не только причинен ущерб моей частной собственности, жилому помещению, но при этом администрация УГО требует безвозмездно передать им мою собственность – земельный участок, рыночная стоимость которого около 10 миллионов рублей, так как он находится в центре города Уссурийска.
Так как мой вопрос в соответствии с требованиями российского законодательства не решался, я обратилась к руководителю фракции «Справедливая Россия – За правду» в Государственной Думе ФС РФ Миронову Сергею Михайловичу, который перенаправил мое обращение Генеральному прокурору РФ. Обращение было взято на контроль.
После этого я получаю ответ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 22.07.2024 за подписью первого заместителя министра Ломакина А.Н.:
«В соответствии с п. 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетом РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС природных и техногенного характера, а также в результате террористических актов или при террористических актах правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 г. № 1327 в случае утраты жилого помещения, такие меры социальной поддержки оказываются в отношении граждан, являющихся на день введения режима ЧС собственниками утраченных жилых помещений..., постоянно проживающими на день введение режима ЧС, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба...
Согласно п. 19 Правил № 1327 условием реализации указанного мероприятия является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность.
Отчуждение указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.
При этом согласно ст. 51 Земельного кодекса РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этим и чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачи ему документов о реквизиции.
Реквизиция не является изъятием для государственных и муниципальных нужд, предусмотренным ЗК РФ и может носить временный характер (п. 2 ст. 51 ЗК РФ)
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка, его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или предоставляется равноценный земельный участок (п. 3, ст. 51 ЗК РФ).
Собственник земельного участка, у которого он реквизирован, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке (п .4 ст. 51 ЗК РФ)...
Также собственник вправе самостоятельно осуществить снос жилого дома, признанного утраченным, и строительство нового жилого дома с учетом требований, определенных ст. 67.1 Водного кодекса РФ».
2 ноября 2024 г. Министерство строительства и ЖКХ РФ в своем ответе за подписью первого заместителя министра Ломакина А.Н. на обращение гр. Глазуновой Л.П. к депутату Государственной думы Федерального собрания от 28 апреля 2024 г., направленным письмом Генеральной прокуратуры РФ от 14 июня 2024 г. сообщает следующее:
«Позиция Минстроя России, отраженная в письме от 22 июля 2024 г., остается актуальной».
А далее слово в слово повторяется предыдущий ответ за подписью того же Ломакина А.Н.
И на мое обращение в адрес администрации президента РФ Минстрой предоставляет ответ, в котором так же продолжает ссылаться на п. 7 Порядка, в соответствии с которым мне отказано во включении в Список в связи с отказом подписать обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено, в муниципальную собственность.
При этом советуют мне, если я не согласна с принятым решением органа местного самоуправления, обжаловать данное решение в судебном порядке. Но я знаю, как наш Уссурийский районный суд рассматривает дела, где ответчиком является администрация Уссурийского городского округа.
По моему мнению, такие действия должностных лиц администрации УГО подпадают под уголовную ответственность, предусмотренную главой 30 УК РФ (за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), ст. 293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).
После моей очередной жалобы на имя председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина Александра Ивановича, в котором я просила мое обращение считать Заявлением о преступлении должностных лиц администрации Уссурийского городского округа, так как в их действиях, считаю, просматриваются признаки противоправных действий, по моему мнению, попадающие под уголовную ответственность (ст. 285 УК РФ, злоупотребление должностными полномочиями).
При этом администрация УГО, думаю, в нарушение всех норм и законов выделила помощь моему соседу на ремонт квартиры, пострадавшей от ЧС 11 августа 2023 г., расположенной в том же доме, не смотря на то, что он имеет иное жилое помещение, так как будучи военнослужащим, он ранее получал сертификат на покупку жилого помещения.
По моему мнению, в таких действиях администрации УГО просматривается статья 285.1. УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) и ст. 285.2. УК РФ (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов).
Думаю, если провести проверку по фактам передачи администрацией УГО земельных участков, безвозмездно переданных ей на основании обязательств о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения и земельного участка, то в действиях должностных лиц администрации УГО, очевидно, можно увидеть противоправные, полагаю, действия, имеющие, по моему мнению, признаки преступления – превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Рисунок Николая Кинчарова