Консультант по социально-правовым вопросам Межрегиональной благотворительной общественной организации помощи бездомным «НОЧЛЕЖКА», исследователь бездомности Игорь Карлинский прочитал лекцию «Принуждение в социальной работе». Мероприятие прошло в «Институте региональной прессы» (общество с ограниченной ответственностью, г. Санкт-Петербург) в декабре 2023 года.
Публикуем небольшой отрывок из лекции И. Карлинского.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, а в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан РФ» одним из основных базовых принципов социального обслуживания является добровольность.
Опыт над самим собой
Я некоторое время работал в аппарате уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Как-то поступил звонок: на улице живет женщина, она во дворе устроила себе «гнездо». Погода была холодная, и добрые люди позвонили, попросили разобраться.
Я поехал, нашел эту женщину, пообщался с ней, и выяснилась интересная картина. Эта женщина – не алкоголичка, не наркоманка, кандидат наук. Она преподавала в одном из провинциальных, но довольно серьезных ВУЗов, и приехала в Петербург писать докторскую диссертацию. Здесь у нее не очень-то сложилось, потом ее ограбили — вырвали сумку, где были все документы.
И тогда она решила провести над собой социальный эксперимент: как выжить без документов, без пенсии, без жилья. Так она стала жить на улице. Я тут же предложил ей место в доме ночного пребывания, но она категорически отказалась.
У нее были некоторые ментальные проблемы, но их признаки не дотягивали до того, чтобы в соответствии с законодательством поместить человека на принудительное лечение по психическому заболеванию. Человек на людей не бросается, самоубийством покончить не пытается, ничего вокруг себя не поджигает, не разрушает, никому не угрожает, а то, что в наших климатических условиях проживание на улице само по себе ставит человека под угрозу весьма и весьма неприятных последствий, вплоть до летального исхода, в законах не предусмотрено. Оснований для принудительного лечения человека нет. Угроза его жизни не прямая, а вероятность погибнуть в существующих условиях высока. Применить к ней какое-то принуждение никаких юридических оснований.
Насколько допустимо принуждение в социальной работе? Это уже вопрос к науке, к ученым.
Выселение хордеров
Второй пример. В судебной практике встречаются такие дела, как выселение хордеров. Хордерство — это патологическое накопительство, люди собирают у себя дома всякие вещи, иногда это приобретает совершенно неимоверные масштабы, когда просто невозможно по квартире пройти, некоторые собирают вещи, в том числе с помоек, некоторые собирают животных в неимоверных количествах. И со временем проблемы возникают у соседей, потому что заводятся насекомые, к соседям проникает запах и так далее. Соседи идут жалуются в муниципалитет, в ЖЭК, в администрацию, человека предупреждают, чтобы он привел это все в порядок.
При этом то, что человек не вполне психически здоров, не зря же это накопительство патологическое, значения не имеет. В дальнейшем идет иск в суд о выселении без предоставления другого жилого помещения, его выселяют. Проблема соседей решается, но возникает проблема уличной бездомности. При этом вопрос о том, что, может быть, человека принудительно полечить, и что с ним дальше делать, не решается.
Принуждение – это неэффективный инструмент
К тому же принуждение – это дорогое удовольствие. Когда мы говорим о таких вещах, как социальные процессы в добровольном порядке, нам нужны некие технологии, специалисты и помещение.
Когда мы говорим о принудительном процессе, то, кроме всего этого, нужно специальное здание, предусматривающее меры изоляции, специальный персонал, который должен осуществлять меры изоляции, надзирать за мерами изоляции, заниматься принуждением к участию людей в тех или иных социальных процессах, что, соответственно, повышает стоимость всего этого процесса.
Принуждение недопустимо не только с точки зрения законодательства, но и не выгодно.
Шведский опыт
В 2005 году в Швеции стаж уличной бездомности, в среднем, составлял год, а процесс реабилитации, в среднем, занимал 18 месяцев! К реабилитации власти относились серьезно. Сначала человек добровольно приходил в Центр планирования и жил там примерно 10 дней. С ним работали специалисты разных профилей: медики, в том числе психиатры, юристы, социальные психологи, социальные педагоги и так далее. И проводили как бы диагностику этого конкретного случая: какие у человека проблемы личностные, юридические, проблемы с трудоспособностью, с квалификацией и прочее.
После этого с заключением специалистов человек шел в реабилитационный центр. Семь этажей. Этаж – это этап реабилитации. В реабилитационном центре работали над его проблемами: юридическими, здоровья, повседневных практик и так далее. Человек знал, что когда он пройдет этот путь, он станет обычным гражданином, у которого появится возможность жить в нормальном жилье и так далее.
В Швеции в 50-е, 60-е годы бездомность имела ту же картину, что и у нас в начале 90-х, а в в 2000-х в Швеции совершенно другая картина.
Технология изменения образа жизни
Должна быть сформирована технология изменения образа жизни.
Приведу пример из другой области. В свое время, когда между Эфиопией и Сомали, рядышком еще отколовшаяся Эритрея, возник конфликт с применением артиллерии и прочего огнестрельного оружия, под замес попало племя фалашей. Это, по каким-то раскладам, одно из колен израилевых, иудеи, но по образу жизни это – бедуины.
То есть они там, в пустыне, пасли своих верблюдов и готовили там себе на костре еду, а потребности физиологические реализовывали в ямку в песке.
Израильтяне решили их вывезти в Израиль, чтобы их не истребили в этом конфликте. Например, во время гражданской войны между тутси и хуту в Руанде, на самом деле, больше всех пострадали не тутси, больше всех пострадали пигмеи тва, малочисленная народность, которая жила в джунглях. Потому что вооруженные то хуту, то тутси скрывались в джунглях, а противная сторона их оттуда выкуривала артиллерией.
Пострадали горные гориллы и пигмеи тва, которых там почти истребили. Так вот, чтоб того же не произошло с фалашами, их всех поголовно вывезли в Израиль. Это была хорошо организованная операция. Всех вывозили на военно-транспортных самолетах «Геркулес» ВВС Израиля.
Но самое интересное, что было потом. И как к этому «потом» готовились, отвечая на вопрос, что с фалашами делать дальше. Поселить в пустыню Негев? Но там – свои бедуины, место занято.
Израиль – это страна с европейским образом жизни. Была подготовлена огромная армия волонтеров, которые, после переселения фалашей, буквально жили в квартирах, где обитали их семьи.
Волонтеры показывали как включать и выключать свет, как пользоваться туалетом, газовой плитой, как ходить в магазин, как пользоваться пластиковой банковской карточкой и так далее. Первой, конечно, все освоила молодежь, потом постепенно уровень присмотра со стороны социальных служб и волонтеров снижался, потому что дети и подростки начали помогать старшим членам семей и так далее.
Мотивация возникает только тогда, когда она может быть реализована
В некоммерческие благотворительные организации за помощью обращаются те, кто уже прошел ,как минимум, два, три круга «административного ада» и не получил удовлетворения своих потребностей. Зачастую, это – случаи запущенные настолько, что там что-то решить бывает чисто юридически невозможно.
Когда, например, человек приходит и просит помочь восстановить право на жилье, утраченное в результате, допустим, мошенничества. А там все сроки прошли! И каких-то оснований для того, чтобы восстановить пропущенные сроки, либо нет, либо доказать их наличие невозможно.
Допустим, человек лежал в глубокой депрессии, к психиатру не обращался, нигде болезнь не зафиксирована, и суд не будет полагаться, рассматривая вопрос о восстановлении пропущенного срока, на его слова о том, что ему было так плохо, и он лежал.
Если человек видит, что пройдя определенный путь реабилитации, он может получить конкретный результат, мотивация может возникнуть.
Если мы говорим человеку: будь заинькой и паинькой, не пей, не колись, трудись и тогда может быть..., но условий, которые реально давали бы результат этого процесса у нас нет, то есть нет условий, при которых бездомный человек становился бы не бездомным, к сожалению, мотивационные технологии не помогут.