Информационный сайт «ОсНова» в последнем выпуске анализирует порочную практику, сложившуюся в последнее время между СМИ и пресс-службой главы и правительства, которая избегает контактов с неудобными корреспондентами.

 

На прошлой неделе североосетинские журналисты в расширенном формате собрались в Доме правительства на первой в рамках проекта «Открытое правительство» пресс-конференции с министром здравоохранения Тамерланом Гогичаевым. Над подготовкой первого мероприятия, которое должно было продемонстрировать открытость власти, работала целая команда пресс-службы главы и правительства, которой руководила Фатима Сабанова. Она, демонстрируя принципы открытости, на своей страничке в Facebook анонсировала пресс-конференцию (откуда сотрудники «ОсНовы» и узнали о ней), предлагая своим подписчикам задать любые интересующие вопросы Тамерлану Гогичаеву.

 

Но пригласить «ОсНову» на пресс-конференцию «забыли». Все попытки дозвониться до Фатимы Сабановой были безуспешны – она не поднимала трубку. Не поднимали трубку и остальные работники пресс-службы. И неприглашенные, вспоминая предыдущие инциденты, считают эту забывчивость не случайной.

 

Старт «Открытого правительства» был намечен еще на 5 февраля. За день до этого в редакцию «ОсНовы» позвонила Фатима Сабанова и поинтересовалась вопросами, которые издание будет задавать главе минздрава. Узнав, однако, что на пресс-конференцию заявлена Алина Алиханова (лауреат конкурса «Правда и справедливость», к слову, не первый год специализирующаяся на медицинской тематике), она, мягко говоря, «удивилась» и всячески пыталась добиться замены неудобного журналиста. В качестве аргумента Сабанова использовала версию, что Алиханова не аккредитована для работы в правительственных структурах. Но письма об аккредитации корреспондентов, в том числе и Алихановой, в установленном Законом о СМИ порядке дважды направлялись в администрацию главы и правительства Северной Осетии, и Фатима Сабанова не могла не знать об этом. Никакого официального ответа редакция не получила.

 

Интересно, что тогда пресс-конференцию вообще отменили в последний момент, а потом и перенесли.

 

Сама встреча министра с журналистами получилась долгой и, по оценкам коллег, весьма пресной. Своими проблемными вопросами Алина Алиханова заметно оживила бы первую расширенную встречу Гогичаева с представителями СМИ. Но вот не вписалась в «открытый» формат. Как и другой журналист – обозреватель «ОсНовы» Заур Фарниев.

 

Он, кстати, несколько дней назад впервые за 2,5 года побывал на мероприятии с участием главы республики и подивился новому формату работы со СМИ. На встрече Вячеслава Битарова с жителями сел Коста и Кирово почему-то присутствовали сотрудники полиции. Как только они замечали в руках Заура снимающий телефон, сразу бросались к нему с требованием прекратить съемку. А Фатима Сабанова посоветовала «господину Фарниеву пользоваться ушами и слушать, как Битаров решает проблемы людей». Вопрос, как именно видеосъемка может этому помешать, остался без ответа.

 

Знают ли силовики и номенклатурщики из правительства о статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»)? О том, что воспрепятствование, совершенное с использованием служебного положения, карается, в том числе, лишением свободы на срок до 2 лет.

 

«ОсНова» напоминает, что Фатима Сабанова сама - выходец из свободной, гражданской, журналистики. Эфиры ее авторской программы «Пятница» некогда били рекорды популярности – как раз за счет «открытого микрофона», свободного взгляда и критики, которая, главным образом, была нацелена на чиновников-середняков. Сегодня Фатима Сабанова совершенно иная - чиновник среднего звена, сама пытающаяся пресечь критику и гневно реагирующая на неудобные публикации. Впрочем, считает издание, ничего нового в информационную политику Северной Осетии Сабанова не привнесла. Все было придумано задолго до ее прихода. Практика недопуска неугодных журналистов исходит непосредственно от главы Северной Осетии.

 

Председатель Союза журналистов РСО-А Тимур Кусов поддержал журналистов «ОсНовы», назвав отказ в аккредитации, запрет аудио- и видеосъемок официальных публичных мероприятий уголовно наказуемыми действиями. Совместно с Союзом журналистов России Тимур Кусов собирается провести специальный тщательный мониторинг. По его мнению, ситуация выходит за рамки одного издания. Ряд североосетинских СМИ сталкивается с тем, что чиновники пытаются «согласовывать» материалы перед выходом. А это неправильно и контрпродуктивно, уверяет глава журналистского сообщества в Северной Осетии.