фото

У семьи из Спасска «отжали» единственное жильё не чёрные риэлторы, а «слуги народа», нарушив Конституцию страны, однако восстановить справедливость не смог даже гарант…

То, что в Спасске уже наступил жилищный Апокалипсис, известно давно. Начало его отмечено громким обвалом. В прямом смысле слова: в бывшем общежитии завода железобетонных изделий (тоже – бывшего) с грохотом вывалился угол. Случилось это 1 апреля, однако никому не стало смешно…

С тех пор и пошло, и поехало. По скромным прикидкам, более 70 процентов домов нуждаются в капитальном ремонте, а многие – в сносе, потому что жить в них не только неуютно, но и опасно. Более 30 семей из числа собственников всё ещё ждут квартир вместо снесенных руководством муниципалитета!

Надежды жильцы непригодных для проживания домов связывали с государственной программой «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края на 2013-2020 годы». В ней была подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае».

Однако переехать в новые квартиры имели шанс лишь те, чьи дома признали аварийными до 1 января 2012 года. Этот этап «великого переселения народов» закончился в прошлом году.

А что же остальные? Планируется формирование нового списка очередников – в него войдут жильцы домов, которые признаны аварийными до 1 сентября 2017 года. Однако сегодня ни в городе, ни в крае никто вам не скажет, будет очередной этап программы или нет. Президент так и сказал: надо искать новые механизмы финансирования, потому что дело это затратное, а тут санкции, «денег нет, но вы держитесь», – ну, сами знаете...

33-х квартирный дом №13/1 по улице Олега Кошевого межведомственная комиссия признала непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу 27 марта 2014 года. «Диагноз» оказался неутешительным: «снижение до недопустимого уровня надёжности здания в целом, прочности и устойчивости его строительных конструкций и оснований».

Расселить жильцов предполагалось до 31 ноября 2018 года.

Некоторые семьи, правда, предпочли съехать к родственникам или на съёмные квартиры, чтобы не рисковать: у всех перед глазами была рассыпавшаяся, как карточный домик, соседняя 2-хэтажка. Ирина Владимировна Загоруйко перебралась на дачу, а её дочь Анастасию приютила дальняя родственница.

Пятница, 13-е…

В этой истории есть необъяснимая доля мистики.

Номер дома, в котором жила семья, – 13/1.

Анастасии мэрия предлагала переселиться в такой же аварийный (!) дом № 19 по улице Олега Кошевого в квартиру… 13 (!).

13 апреля 2018 года (по закону жанра, это, конечно же, оказалась пятница!) Анастасия, проезжая мимо дома, увидела, что его деятельно разбирают на кирпичи.

Как удалось выяснить, 30 марта глава администрации Спасска Вячеслав Квон издал распоряжение № 125-ра «О сносе многоквартирного жилого дома по ул. Олега Кошевого, 13/1» до 31 мая 2018 года. На семь месяцев раньше срока, указанного в постановлении администрации Спасска от 21 апреля 2014 года, подписанном и.о. главы Виталием Улановым.

Откуда такая спешка?

В управлении жилищно-коммунального хозяйства мэрии объясняют её тем, что дом начал интенсивно разрушаться, и, вроде, звонили обеспокоенные родители, опасающиеся за детей (мальчишки любят играть на «графских» развалинах), однако письменные свидетельства предъявить не смогли. А слово, как известно, к делу не пришьёшь.

– Мы попросили помочь снести дом Аркадия Папикяна, – говорят в администрации.

Что значит – «попросили»? Благотворительность? При разборке дома задействованы строительная техника и рабочие. Вероятно, рабочие также решили помочь муниципалитету безвозмездно, осуществляя технически опасные и трудоёмкие работы? И вообще – какова цена подобной «благотворительности»? Строительные материалы от разборки дома также предполагались к передаче в виде благотворительной помощи малоимущим и социальным учреждениям? Или нет?

Возникает множество вопросов, ответы на которые мы ожидаем получить от правоохранительных органов. По закону, осуществление работ (услуг), в том числе разбор любого объекта, должны осуществляться путем проведения торгов и заключения договора с добросовестным подрядчиком (исполнителем)!

Кое-кто связывает экстренную разборку кирпичного дома с предполагаемым строительством автозаправки в этом микрорайоне одним из предпринимателей. Кстати, называют фамилию «доброхота», откликнувшегося на «просьбу» чиновников. Бывают в жизни совпадения, а?

«Я Вам пишу, чего уж боле?»

После хождения по инстанциям, Анастасия решилась на отчаянный шаг – написала гаранту Конституции РФ – президенту:

«Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!

В нашей стране достаточно глобальных проблем, но от безысходности приходится обращаться к Вам, по поводу личных.

Дом, квартира в котором находится в нашей с мамой собственности (30,6 кв. метра), разбирается по кирпичам. Он признан аварийным более 5 лет назад, мы незамедлительно встали на очередь переселения, и продолжали там жить до 2017 года.

Условия были ужасные, текла крыша (даже ремонт её за свой счёт не помог), из-за воды замыкало электрическую проводку, появилась плесень на стенах, вываливались кирпичи, вечный запах грибка, мебель от сырости приходила в негодность.

Мы вынуждены были переехать из этой квартиры, ожидая предложений о переселении. При этом все счета за коммунальные услуги оплачивали без задолженностей, квитанции мы сохранили!

20 мая 2017 года я обнаружила объявление на доме о том, что в срочном порядке нужно явиться в администрацию Спасска для решения вопроса о переселении, так как дом подлежит сносу. При обращении в администрацию в предоставлении жилья нам отказали, объясняя это тем, что мы там не проживаем, а им нужно расселять людей более нуждающихся, чем мы (в доме – 27 съёмщиков квартир).

Нас обязали вывезти все вещи и мебель, так как дом будут сносить. За год я несколько раз посещала администрацию с тем же вопросом, есть ли какой-нибудь вариант, но всегда получала отрицательный ответ. Нас уверяли в том, что в 2018 году вступит в силу новая программа о переселении.

Обращаться за помощью к юристам у моей семьи не хватает денег. Я не знаю, как побороть несправедливость. Мне кажется, что меня водят за нос. Я писала письмо главе города, Вячеславу Васильевичу Квону, но тоже получила отказ.

Отчаявшись, решила написать Вам. Прошу Вас помочь решить проблему, ведь мы с мамой остались без жилья!».

Как это водится, из приёмной президента московский клерк переадресовал письмо в администрацию края, а оттуда оно вернулось в Спасск, в руки господина Квона.

Однако ответил Анастасии не сам Вячеслав Васильевич, а бывший первый его зам Ольга Симоненко. Ольга Сергеевна сообщила, что обе собственницы квартиры № 20 «включены в реестр граждан, претендующих на изъятие жилого помещения путём выкупа. Вы значитесь под номером 6».

В ответе – старый мотив: Вы, мол, отказались от всех предложенных вариантов.

А были эти варианты?

Вот что объясняет Анастасия:

«Официальных вариантов мне, как собственнику, не предлагали. Был предложен временный вариант моей матери, но речь шла о другом жилом помещении (мама является и социальным нанимателем квартиры № 19 в доме №13/1). Она отказалась, так как вместо 19 квадратных метров ей предложили – 100 кв. метров в 19-м доме, тоже, кстати, аварийном. Мама – пенсионерка, у неё нет возможности оплачивать такую квадратуру, особенно в сезон отопления. Я к этому не имею никакого отношения, однако этот, якобы, отказ мне всегда приписывают.

Больше маме предложений не поступало так же, как и мне. Правда,19 июня мне порекомендовали квартиру 176 в бывшем общежитии по ул. Красногвардейской, 69/1. Я незамедлительно отправилась по адресу. От увиденного мной помещения волосы встали дыбом: входной двери нет, отсутствуют канализация и электрическая проводка. Про остальное даже говорить не хочется. У меня есть фото, подтверждающее мои слова».

При первой случайной возможности?

Жильё в Спасске не строится уже много лет, так что рассчитывать практически не на что. Гражданский кодекс РФ предусматривает в этих случаях так называемую реквизицию, т.е. изъятие у собственника в порядке и на условиях, установленных законодательством, жилых помещений, с выплатой ему стоимости имущества.

Об этом шла речь и в ответе городской администрации:

«Необходимо предусмотреть в бюджете Спасска затраты на проведение оценки при определении размера возмещения за жилое помещение. Однако ввиду дефицита бюджета средств на выкуп жилых помещений на 2018-й год не предусмотрено. При формировании бюджета на 2019-й год, при наличии достаточного количества денежных средств, данный вопрос будет рассмотрен», – обещает Ольга Симоненко.

А разве руководители мэрии не знали ситуацию? Тогда почему тянули четыре года? Теперь ссылаются на предстоящий год, но – с очень интересной оговоркой: «при наличии достаточного количества денежных средств». А бывает оно – достаточное?

Спасск, бывший центр строительной индустрии Дальнего Востока, уже давно в «коме». И финансовые перспективы у него вряд ли радужные. Тем более, даже те деньги, которые «капают» в городскую казну от немногих оставшихся в живых предприятий и от краевых щедрот, могли бы расходоваться с большей эффективностью, а не уходить на более чем приличные зарплаты высокопоставленных чиновников. Они-то себя не ущемляют! И премии, кстати, получают. Хотя за что – премии-то? Где плоды неустанного труда?

Почти все главы администрации Спасска уходят после скандалов, связанных с нецелевым использованием средств и возбуждением уголовных дел. Однако что-то не приходилось читать о том, что эти нарушения выявила контрольно-счётная палата. Сквозь пальцы посмотрела она и на полёты в столицу бизнес-классом нынешнего главы Вячеслава Квона. Значит, президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович без повышенного комфорта обойтись может, а Вячеслав Васильевич – нет?!

Хотя лично я понимаю контролёров: сидят в одном здании, денежное довольствие черпают из одного котла. И неплохое, кстати. Давно пора переподчинить муниципальные контрольно-счётные палаты краевому ведомству. И городской бюджет ежегодно сэкономит около двух миллионов рублей, и у контролёров руки будет развязаны. Но это так – размышления по поводу, где «лишние» деньги лежат, которых не хватает на нужды простых людей.

А пока они, как та же Анастасия, чтобы добиться справедливости, ходят по кругу – потому что, как в песенке поётся, круглая земля:

«В июне я обратилась в МО МВД России «Спасский» с заявлением о необходимости провести проверку по факту уничтожения моего имущества и привлечь к ответственности лиц, причастных к этому. Участковый Александр Пигулевский выехал на осмотр места происшествия, ругался, типа, безобразие.

При этом мне известно от Аркадия Папикяна о том, что Александр Александрович в составе комиссии подписывал разрешительную документацию о сносе дома. Разве это не лицемерие? Полиция от расследования дела устранилась, направив письмо для принятия решения главе Спасска».

Анастасия не сдаётся. Она обратилась в Следственный отдел Спасска с заявлением о привлечении к уголовной ответственности главы администрации города Вячеслава Квона. И основания,по нашему мнению, для этого есть:

«Он лишил меня и мою мать Ирину Владимировну единственного жилого помещения – квартиры общей площадью 30,6 кв. метра, принадлежащей нам на праве общей долевой собственности, путём сноса МКД по адресу: ул. О. Кошевого, 13/1, причинив существенный материальный ущерб в размере выкупной стоимости помещения, и невосполнимый моральный вред.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Дом уже практически не существует, идёт разборка остатков кирпичных стен и вывоз кирпича в неизвестном направлении. Организатор вывоза строительных материалов Аркадий Папикян по телефону мне пояснил, что действует с разрешения администрации города и удивился тому, что я не обеспечена жильём взамен снесённого.

Я повторно обратилась устно в администрацию и снова получила ответ, что жилья, взамен разрушенного, в городском жилищном фонде нет.

6 июля мне передали письменный ответ из администрации, из которого следует, что в бюджете 2018 года средства на оценку и изъятие жилых помещений не предусмотрены. Соблюдение же требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ возможно только при участии в программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда ГО Спасск-Дальний», ориентировочные сроки реализации её – 2019-й год.

Я запросила документы на земельный участок, расположенный под нашим бывшим домом. Ответ – земельный участок не сформирован и на кадастровый учёт не поставлен.

Постановление администрации Спасска от 21 апреля 2014 года № 292-па (подписано и.о. главы администрации В.Н. Улановым) устанавливало сроки: расселения жильцов – до 31 ноября, снос дома – до 31 декабря 2018 года.

С 2014 года прошло более четырех лет, однако муниципалитет не нашёл времени решить вопрос о расселении либо об удовлетворении собственников жилья путём выплаты выкупной цены.

30 марта нынешнего года глава администрации В.В. Квон издал распоряжение № 125-ра «О сносе МКД по ул. Олега Кошевого, 13/1» в срок до 31 мая 2018 года! При этом всего лишь рекомендовано включать собственников жилья в списки на внеочередное предоставление жилых помещений (!). Реализации права путём реквизиции, т.е. выкупа, вообще не предусмотрена и, судя по многочисленным ответам, не будет предусмотрена никогда!

В результате противоправных действий главы администрации Спасска В.В. Квона моя мама вынуждена жить на даче, в жилье, не пригодном для постоянного проживания, я же проживаю в квартире тёти на «птичьих правах».

Комиссионная оценка нашего жилого помещения администрацией не производилась. Во всяком случае, мы, как собственники, о работе комиссии не уведомлялись и не участвовали в её деятельности с правом совещательного голоса, отчёт нам не предоставлен, о сносе (в срок до 30 мая 2018 года) нас никто не уведомил, каким образом будет производиться расчёт выкупной цены, – неизвестно. Так как земельный участок не сформирован, то, соответственно, и получение стоимости принадлежащей нам доли также остаётся под вопросом.

Так как я и моя мама не заключали с администрацией соглашения об изъятии нашего жилого помещения для государственных или муниципальных нужд, также прошу:

– установить стоимость строительного материала, оставшегося после разборки нашей квартиры, в том числе пластиковых окон, которые были установлены нами за собственные средства, и проверить законность их отчуждения в пользу А. Папикяна, а также обязать его сохранить указанный строительный материал, с целью предоставления доказательств в суде;

– проверить наличие, достоверность и порядок заключения договора купли-продажи на строительные материалы от разборки дома №134/1 по ул. Олега Кошевого, заключенного администрацией с А. Папикяном или иным лицом, а также зачисление денежных средств, полученных по указанному договору, на расчётный счет администрации города».

И.о. руководителя следственного отдела Игорь Марочек перенаправил это заявление в прокуратуру г. Спасска-Дальнего, прокуратура – обратно в следственный отдел, и, наконец, материал перенаправлен в ОБЭП МО МВД России «Спасский». Кольцо замкнулось. Восторжествует ли Конституция Российской Федерации в отдельно взятом городе Спасске-Дальнем?

На снимках: Дом №13/1 по ул. Олега Кошевого разбирают со знанием дела. Кирпичи, конечно, б/у, но вполне ещё годятся для использования.

Ольга Купчинская,

г. Спасск-Дальний Приморского края.

Фото автора.

***

Просим считать данный материал обращением в прокуратуру и следственный комитет Приморского края.