фото

Уполномоченный по правам ребенка собирает детские рисунки с изображением себя

10 августа завершается прием заявок на детский всероссийский конкурс «Я рисую Уполномоченного по правам ребенка.

По информации уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае Анны Личковахи, всероссийский конкурс детских рисунков проводится в рамках организации и проведения XII съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Цель мероприятия – формирование правовой культуры и творческих способностей детей и подростков».

– Проведение подобного конкурса – новый способ просветительской работы с детьми через творчество. Детям необходимо знать свои права, тех, кто их защищает, и к кому они могут обратиться в случае трудной жизненной ситуации. А конкурс – хороший метод их вовлечения в занятия художественным творчеством» – отметила Анна Личковаха.

«Конкурс проводится в два этапа – на региональном и федеральном уровнях. Пять лучших детских творческих работ от каждого субъекта Российской Федерации до 20 августа 2015 года будут направлены Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» — пишут из администрации.

Я в 2008 году была в Северной Корее и замечаю, как мы с каждым годом приближаемся к идеалу. А идеал следующий: в школах любимые предметы детей – «Деятельность товарища Ким Чен Ира», «Деятельность товарища Ким Ир Сена» и «Деятельность товарища Ким Чен Су» (мать семейства руководителей). Там раз в пять дороже, чем в наших брендовых магазинах, стоят туфли, с виду, пошива 90-х годов. Там люди носят три цвета — белый, черный и серый (и то белый — только в качестве рубашек). Там на крышах сушат желуди, а возле многоквартирных домов растят фасоль. Там практически нет машин, и я не видела ни одного полного человека. Там вся новая техника похожа на советскую (возможно, так оно и есть). Там пустые полки в продуктовых магазинах. Там есть только локальный интернет и только для элиты. На элите одежда моды 90-х. Там на окнах нет штор... Там нет сотовых телефонов. Там ненавидят Америку и Японию. Вот он – идеал.

Я не понимаю, как человеку может прийти в голову организовать конкурс собственного портрета. Да еще среди детей. Ладно, когда ГИБДД проводит конкурс рисунков на тему вообще правил движения. Полбеды, когда УВД проводит конкурс на лучший рассказ о полицейских (среди журналистов). Но, блин, за государственные деньги!!! Среди детей!!! проводить конкурс «Нарисуй меня»... Что за барство такое?

Окей. Дети, рисуйте Астахова, но, сначала узнайте, кто он такой.

Павел Астахов, то есть уполномоченный по правам ребенка, работает в соответствии с законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В этом законе, кстати, вы прочтете, на что имеете право. Про уполномоченного там говорится в ст. 16, и говорится, что он действует в соответствии с указом президента № 986 от 1 сентября 2009 года. Если вы наберете в интернете и прочитаете этот указ, то обнаружите, что в нем не прописаны обязанности уполномоченного. Следовательно, как я понимаю, он вам ничем не обязан. Хотя я слукавила, есть общее правило, прописанное в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан...», в соответствии с которым любой чиновник должен отвечать на обращения в течение месяца. На этом обязанности заканчиваются. Если ты написал уполномоченному, он должен дать тебе какой-нибудь ответ. В плане помощи он ничем не отличается от любой тети с улицы, которая будет тебе помогать или нет, если захочет.

Есть примеры, когда Павел Астахов как-то очень странно защитил детей:

1. Астахов предложил ввести закон, который запрещает гражданам Америки усыновлять российских детей-сирот. Причем, как написано в законе, и не раз озвучивалось, это ответ на «Список Магнитского». Дело в том, что Америка запретила въезжать на территорию США российским чиновникам, которые виноваты, как заключили в США, в смерти юриста Сергея Магнитского.

2. 11-летняя девочка забеременела от взрослого таджика. Астахов отметил в одном своем выступлении, что в 2005 году встал на защиту «ребят» и решил конфликт. Таджика не посадили.

3. Москвичка Ольга Розенберг собирала подписи за отставку Астахова, потому что он не защитил 17-летнюю Луизу Гойлабиеву, которую (как писали в «Новой газете»), заставили выйти замуж за начальника РОВД в Чечне. А он старше девочки на 40 лет. «На Кавказе раньше происходит эмансипация и половое созревание, давайте не будем ханжами. Есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50. А вообще Конституция запрещает вмешиваться в личные дела граждан», — заявил Астахов.

Так что, нарисовать Астахова и получить приз, ты, конечно, можешь попробовать, но если у тебя проблемы, забудь про уполномоченного.

На самом деле, существует только три реальных способа защиты прав: через суд, через полицию, через СМИ. Есть четвертый способ — договориться с тем, кто чинит проблемы. Все остальные органы так или иначе могут довести дело до суда, заставить завести уголовное дело полицию, либо поднять шумиху в прессе. Если у тебя серьезные проблемы, ты должен рассказать о них родителям или опекунам (именно они несут ответственность за тебя, пока ты ребенок). Если ты воспитанник интерната, твой опекун – директор интерната. Проблемы: ты болен, а лекарстава не дают, или забирают квартиру, или не берут в школу из-за прописки решаются в суде. Сам ты судиться не можешь — судиться должны родители.

Если мама-папа-опекун не знают, как тебе помочь, а тебя бьют (или даже хуже), пиши заявление в полицию. Не принять его не имеют права – в отличие от уполномоченного, у полицейских есть обязанности. Многие полицейские — нормальные люди, поэтому спроси совета, как защитить себя, не навредив себе. Они с этим постоянно работают, они тебе объяснят.

Если проблемы исходят от родителей (опекунов), сначала взвесь, насколько они серьезные, потому что родителей могут лишить прав, а тебя отправить в детдом. Если тебя постоянно бьют, не кормят, заставляют работать вместо школы и отдавать им деньги – если ты понимаешь, что готов жить хоть где, пусть даже на улице, но только не с родителями, пиши заявление в полицию.

Если тебя обижают в интернате, а руководство реагировать не хочет, если ты написал в полицию, а обидчиков не наказали, если обижают тебя работники интерната, можно обратиться в СМИ и поднять скандал. Но это уже большая взрослая борьба. Это очень серьезный шаг. В случае проблем ты тоже можешь обратиться к уполномоченному, но с огромной долей вероятности, он не поможет. И, есть вероятность, что навредит.

Анастасия Попова

Фото: Олега Харсеева Коммерсантъ